На сцене ЙКД – «Пышка» Мопассана к 100-летию Театра на Литейном
3 июня Йыхвиский концертный дом приглашает вас на мюзикл «Пышка» по одноименной новелле Ги де Мопассана. Представление будет давать труппа петербургского Театра на Литейном, а эти гастроли в Йыхви проходят в рамках 100-летия театра. «Пышка» – не заурядный мюзикл, а лауреат российского национального фестиваля «Музыкальное сердце театра», участник XIII Русского фестиваля искусств в Марселе.
«Театра на Литейном не стал искать легких путей для достижения зрительского успеха. Жанр «Пышки» определен создателями спектакля очень точно: опера-буфф. Буффонады, почти клоунады, игры, дурачеств, свойственных жанру довольно смелых «площадных» словечек и шуток, ярких, если хотите, ярмарочных красок и хохм – здесь хоть отбавляй. Музыку к спектаклю написал молодой композитор Александр Орлов. Надо отметить, что некоторые музыкальные номера и арии могут стать настоящими хитами. Но в этом заслуга не только композитора. Труппа Театра на Литейном оказалась необыкновенно музыкальной. И даже те, кому смелый и дерзкий, порой, как оно и положено, грубоватый жанр буфф не по сердцу, не смогут оторваться от восхитительного вокала Татьяны Тузовой – исполнительницы роли Пышки», – отзывается о постановке автор «Петербургского дневника» Ирина Хорохорина.
А вот что в своей публикации «Пышкины слезы» говорит журналист газеты «КоммерсантЪ» Елена Герусова: «В Театре на Литейном «Пышку» избавили от налипшей на нее в советское время вульгарной социологии, но по пути абсурда, и уж тем более обозначенного в новелле безнадежного столкновения природы и цивилизации, тоже не пошли. Для режиссера (Владислава Пази – заслуженного деятеля искусств России и Киргизии, – к сожалению, уже покойного, – Н.К.) важнее оказалась игровая природа «Пышки». У спектакля два начала. Лирическое — грустная увертюра, которой дирижирует Одинокий полковник. И игровое — комический балет, представляющий битву французской и прусской армии».
«Пышка» на Литейном – сочинение задорное, почти капустное, где смешались Мопассан и Достоевский, канкан и «Камаринская», пафос и буффонада, – считает Алексей Ильинский («Зрительный ряд»). – Композитор Николай Орловский создал великолепное произведение в редком нынче жанре оперы-буфф. Пусть артисты «Литейного» не обладают выдающимися вокальными данными, но стихия актерства помогает им «доиграть» то, что не удается «допеть».
Для того, чтобы более подробно охарактеризовать и саму постановку и команду, готовившую ее, надо привести и строки Е. Алексеевой из материала «Пир без клубнички»: «Так вышло, что впервые я посмотрела «Пышку» в петербургском Театре на Литейном уже после смерти режиссера Владислава Пази. Его внезапная кончина была словно гром среди ясного неба. И идти на премьеру не хотелось, что-то виделось кощунственное в соединении легкомысленного названия и тех эмоций, которые мы все испытывали после похорон. И все же это был его спектакль, последний к тому же… Не каждому художнику удается воздвигнуть «памятник нерукотворный», продумать и осуществить что-то вроде лебединой песни. Именно таким спектаклем мог проститься с театром и публикой режиссер Пази. Быть может, «Пышка» не лучший его спектакль, однако – программный».
Автор замечает, что «Владислав Пази любил работать командой – и собрал хорошую компанию: автор идеи заслуженный деятель искусств России Александр Гетман, автор пьесы Валерий Семеновский, композитор Николай Орловский, художники Александр Орлов (заслуженный художник России, лауреат государственной премии России), Мария Брянцева, Глеб Фильштинский, балетмейстер Сергей Грицай, хормейстер Иван Благодер, дирижер Алексей Нефедов. На заглавную роль нашлась идеальная актриса, юная, прелестная, пышная, зажигательно рыжая Татьяна Тузова. В разные годы его героинями становились Маргарита Готье и Манон Леско, маленькая девочка из романа Берберовой и Салли из «Кабаре». Жрицы любви и жрицы искусства – их постоянное присутствие в работах режиссера казалось навязчивой идеей. Но Пази мыслил не так банально, как могло привидеться: раскрученным героиням он предпочитал прекрасных и несчастных незнакомок».
На что способен человек, и стоит ли жертвовать одним человеком ради множества других? В «Пышке» происходит перевертыш, когда высшее общество нуждается в помощи человека, на которого, в любой другой ситуации оно даже бы не взглянуло. А проститутка, словно Жанна Д’Арк, бросается на защиту чести Отечества, принося себя в жертву.
Относительно «Пышки» Театра на Литейном мы неспроста привели несколько мнений ведущих театральных критиков Петербурга, но верно говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У вас есть прекрасная возможность посмотреть спектакль и составить личное мнение. Для чего? Надо полагать, именно для себя. Ведь ответы на извечные вопросы кроются в классике. И не так уж часто в наши края привозят не однообразные антрепризы, а полноценные постановки, с шикарным оформлением, тем более, в исполнении поистине заслуженных театральных коллективов.
Подготовила Наталья КОЛОБОВА
Инфопресс №20