Не хобби, а часть жизни…
«Танцы – это большая часть моей жизни», – сразу же поправляет меня Екатерина Тимофеева – юная танцовщица из Силламяэ, которой и посвящена эта публикация. И Екатерина ничуть не лукавит, ведь из своих шестнадцати лет танцами она занимается двенадцать. Помнит себя ровно столько, сколько танцует. Четырехлетнюю Катю мама привела в балетную студию «Этюд», которая работает в силламяэском Центре культуры вот уже более двадцати лет. А спустя пять лет к Катиным занятиям в «Этюде» добавились и репетиции в группе эстрадного танца «Анфас». И вот уже на протяжении нескольких лет Екатерина Тимофеева является солисткой как «Этюда», так и «Анфаса». Вместе с коллективами она неоднократно учувствовала в различных праздничных мероприятиях, фестивалях и конкурсах, выезжала за пределы города, а с группой «Анфас» – и страны (выступала с этим коллективом в Латвии, Болгарии, Украине…). Катя пользуется заслуженным уважением, как среди других танцоров, так и зрителей. В Силламяэ у нее даже есть своя публика. А для кого-то из младших танцоров она – эталон.
«Маленькой очаровашкой Катя пришла в наш коллектив. Очень одаренная, очень музыкальная, трудолюбивая и целеустремленная она сразу заставила обратить на себя внимание, – вспоминает Лилия Худякова – руководитель балетной студии «Этюд». – Екатерина уже перетанцевала весь классический репертуар нашей студии. Ее сольные номера разнообразны, но особенно ей удаются характерные вариации. Например, образы Эсмеральды, Китри и Кармэн. И Катя не просто танцует, она проживает на сцене чей-то характер, чью-то историю. Потому не удивительно, что ее с успехом принимает публика. Конечно, из той милой малышки Катя уже превратилась в красивую и нежную девушку, но неизменным в ней остается любовь к танцу. Его Екатерина так любит, что готова заниматься днями напролет: снова и снова работать над ошибками, разучивать новое, бесконечно совершенствовать свое мастерство. Таких называют трудягами!».
А вот так характеризует нашу героиню другой ее педагог Светлана Серебренникова – руководитель группы эстрадного танца «Анфас»: «Танцами Катя живет. У нее от природы замечательные данные, которыми и пользуются хореографы (я и Лилия Владленовна): большой шаг, длинное тело, подъем. Екатерина еще и – думающий танцор. Она быстро «берет» движения, у нее отличная память, она великолепно слышит музыку. Ей присуще артистичное и эмоциональное исполнение танцев. Я как хореограф могу не ограничиваться в выборе музыки, движений, прыжков и поддержек, потому что Катя может сделать все. Я очень люблю с ней работать. Катюша – очень преданный человечек, как искусству танца, так и коллективу. Со своими данными, умом и характером она – подарок для любого хореографа».
«Я совершенно не планировала, что мой ребенок обязательно должен заниматься танцами. То, что Катя попала в «Этюд» - было делом случая, – рассказывает Катина мама Алла Владимировна. – Однажды с ней мы шли из детского сада и встретили ее крестную, которая вела за ручку свою маленькую дочку (на год младше Кати). На мой вопрос: откуда они? - она ответила, что только что записала свою девочку в балетную студию. Мы с Катей тоже решили попробовать поступить туда. Тем более, что в коллектив принимались детки от трех-четырех лет. А не состоялась бы эта встреча, возможно, Катя так бы и не стала заниматься танцами. Но, видимо, ничего случайного в жизни не бывает».
Первые месяцы Алла Владимировна и не думала, что танцами ее дочурка займется всерьез: «Поначалу было впечатление, что она походит-походит и оставит это занятие. Были очень большие нагрузки, сложные требования руководителя. Но, несмотря на это, на каждую репетицию Катя бежала с радостью. Я или папа по очереди забирали ее из садика, отводили на занятия в балетную студию, и на удивление нам она ни разу не сказала: не хочу, не пойду. И это при том, что никогда мы не заставляли Катю ходить на репетиции. Пока она ходила в садик, ходила и в балетную студию, а к школе вопрос «продолжать занятия танцами или нет?» отпал сам собой. Это уже настолько вписалось в ее жизнь, в распорядок дня, что Катя четко знала: после школы нужно прийти домой, сделать уроки и идти на репетицию. Во втором классе к ее распорядку дня добавились занятия во втором коллективе – в «Анфасе». Проходя туда отбор, Катя уже имела базу классического танца, что ей очень и помогло в поступлении в «Анфас».
- Катя, неужели тебе было мало одного коллектива? Или всегда больше нравился «Анфас», но туда не принимают малышек из детского сада, и тебе пришлось начать свой творческий путь в «Этюде»? – задаю я девушке несколько каверзные вопросы.
- Совсем маленькой я ходила на концерты «Анфаса», и танцы, которые исполняют участники этого коллектива, мне действительно очень нравились. И когда подросла, решила попробовать поступить в «Анфас». Конечно, сначала Лилия Владленовна переживала, что я уйду из студии, хотя в то время она работала на разминочных упражнениях танцоров группы «Анфас». Но когда я стала заниматься и там, мама твердо сказала и мне, и педагогам, что заниматься в «Анфасе» я буду лишь в том случае, если не брошу балетную студию.
С тех пор по части танцев у Екатерины двойной педагогический надзор. «Вклад двух руководителей в Катю – очень большой. Я благодарна им и за то, что всегда и один, и второй педагоги присутствуют на ее выступлениях. За то, что постоянно договариваются между собой, согласовывают с художественным руководителем Центра культуры, чтобы по концертам и репетициям не было совпадений, чтобы Катя успевала танцевать и в том, и в другом коллективе», – говорит Алла Владимировна.
Но иногда бывает, что оба коллектива – «Этюд» и «Анфас» – представляют свои программы в одном концерте и Екатерине приходится делать невозможное. Например, 31 мая в рамках фестиваля «Дни старого Таллинна» на Ратушной площади столицы большой концерт давали коллективы силламяэского Центра культуры, в числе которых были и «Этюд», и «Анфас». Кате Тимофеевой практически без перерыва пришлось работать две программы (каждая примерно по часу), включающие и ее сольные номера. Но это стоило того, публика от Кати была в полном восторге.
Безусловно, после таких нагрузок Екатерина сильно устает, но, по словам мамы, проходит час-другой и уже дома опять звучит музыка и продолжаются танцы. Катя вновь полна новых идей, которыми и делится с руководителями. А вообще без музыки, без движения она просто не может.
Разумеется, у каждого дела есть две стороны. Что касается танца, то зритель видит яркие и динамичные номера, красивые и оригинальные костюмы, мастерство танцоров, их улыбки. А за кулисами… сбитые в кровь колени, мозоли, стертые пальцы, занозы (сцены многих Центров культуры, и силламяэский не исключение, деревянные и давно не реновированные), травмы (но, к счастью, серьезных у Кати не было), боль, слезы, переживания… Что и говорить занятие танцами – не только сложная творческая работа, но и изнурительный физический труд.
Но на все это у Кати есть одно простое объяснение: «Танцы – это мое дело! Хотя пока я так и не разобралась: или это я его выбрала, или оно меня…».
На репетициях в Центре культуры (сначала одного, потом другого коллектива) Катя работает с трех часов дня до восьми вечера (а в перерывах мама приносить поесть). После дома ждут еще уроки, которые девушка каждый день прилежно выполняет. «Бывает, засиживаться за учебниками приходится и до часу ночи, но, несмотря на усталость после репетиций, я не могу не сделать заданное в школе на дом. Мне просто неприятно получать плохие оценки, чувствовать, что я что-то не осилила по школьной программе, – признается моя собеседница. – Ведь хороший аттестат поможет мне при поступлении на хореографический факультет».
Вот уже два года Екатерина стоит на своем – собирается поступать в Таллиннский университет на хореографа. Хотя поступить в специализированное учреждение Кате можно было бы еще раньше, после 4-го класса (силламяэская балетная студия «Этюд» практикует поступление своих воспитанниц в Таллиннское хореографическое училище). Но тогда не согласилась мама. «Во-первых, жалко было в таком маленьком возрасте отрывать ребенка от дома, – поясняет она. – Во-вторых, кто знал, может быть спустя некоторое время у Кати бы изменились интересы. Да и сейчас они еще могут измениться, все-таки впереди у нее три года гимназии…»
На вопрос о том, чем Екатерина будет жертвовать, учась в гимназическом звене - танцами или школьными уроками, - она с уверенностью отвечает, что ничем. «По крайней мере, сделаю все возможное для этого, – улыбается она. – Из балетной студии меня официально выпустили еще весной (возраст участников студии «Этюд» ограничен пятнадцатью-шестнадцатью годами). Но с предстоящего учебного года я все равно буду продолжать заниматься в «Этюде». Ведь если прекратить занятия, даже за короткий срок можно потерять все, что наработано за двенадцать лет. Знаю, будет трудно продолжать посещать оба коллектива, совмещать занятия танцами со школой, но я постараюсь все успевать».
К трудностям Екатерине не привыкать. И преодолевать их ей помогает любовь к танцам. Когда Катя выходит на сцену, ни малейшего следа усталости не видят даже самые строгие ее зрители – бабушки. Но, конечно, не обходится тут без постоянной маминой помощи и поддержки. Алла Владимировна еще и очень помогает руководителям обоих коллективов в различных организационных вопросах и обязательно участвует во всех поездках и «Этюда», и «Анфаса».
А пока пожелаем Кате набраться сил за летние каникулы и с началом нового учебного года продолжить штурмовать новые вершины танцевального искусства.
Наталья КОЛОБОВА
Фото из личного архива Екатерины Тимофеевой
Инфопресс №29