Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Вынужденный отъезд вдохновил... изобразить Ансипа

Вынужденный отъезд вдохновил... изобразить Ансипа

Когда Сергей Яценко на одном из мероприятий Объединения художников Кохтла-Ярве посетовал на то, что скоро ему придется уехать из Эстонии и, возможно, уже сюда не вернуться, я, не скрою, испытала противоречивые чувства. Талантливый художник, много лет проживший в США, куда когда-то уехал с родителями из Эстонии и, наконец, вернувшийся в город своего детства, он за эти несколько лет успел добиться всеобщего признания здесь, и это немудрено. У Сергея за плечами – хорошая основа, классическое художественное образование плюс недюжинный талант.

Но все упиралось в документы. Вид на жительство у Сергея заканчивался, департамент гражданства и миграции из-за каких-то неясных причин документы задерживал, и в августе, по закону, Яценко был вынужден покинуть страну на какое-то время, пока ДГМ не даст ответ по поводу решения о продлении вида на жительство в нашей стране. У художника был выбор – ехать на эти месяцы в США (ибо гражданство у Сергея – американское) или на… Украину. Несмотря на то, что сам Сергей родом оттуда, он, например, ни разу не был в Киеве. Эта идея показалась ему привлекательной, да и связи кое-какие с тамошними творческими людьми были, и Яценко провел два месяца в украинской столице, до того, как проблемы с видом на жительство благополучно не разрешились.

- Со мной связались работники ДГМ Эстонии и сообщили, что вид на жительство мне лучше всего получить в Киеве, в Эстонском консульстве. Неприятным моментом было то, что по-русски со мной толком разговаривать не хотели (фамилия-то – украинская), и лишь когда я переходил на английский, что-то можно было решить. А как только они увидели мой американский паспорт, отношение и вовсе изменилось (смеется). Без проблем я получил свою вклейку, в которой прописано мое право на проживание в Эстонской республике в течение чуть более полутора лет, и я мог возвращаться в Кохтла-Ярве.

- Тебе было к кому ехать в Киев?

- В общем-то, я туда приехал, что называется, «дикарем». Была одна маленькая зацепочка, меня встретили знакомые, привезли к себе и тут же мы начали искать место, где я мог бы снимать жилье. У знакомых жить было неудобно, но жилье мне нашли практически сразу – за чертой города, не в центре, я арендовал домик у одного банкира – замечательного человека…

- Насчет людей. Как тебя там приняли?

- Что касается личных контактов, то жаловаться грех. Люди – гостеприимные, улыбчивые, душевные, радушные, готовы помочь. Во всяком случае, со мной так было. Но вот когда ты сталкиваешься с тамошним обслуживанием – за прилавком, в электричке – ну это невозможно! Грубое, неприветливое обслуживание, которое не идет ни в какое сравнение с нашим, уже практически на хорошем европейском уровне. Наверное, мы к этому начали привыкать и потому не способны оценить. Нужно съездить в Киев… (улыбается).

- Уверена, что там ты не выпускал из рук кисти. Это так?

- Да, как только я немного освоился, я отправился в местный магазин, купил все необходимое и принялся за работу. Сначала написал портрет маленькой девочки – дочки хозяина, у которого снимал квартиру. Буквально через несколько дней у меня не было отбоя от желающих получить свой портрет, так меня разрекламировали. И я с удовольствием занимался творчеством. Даже начал писать с грусти-сдуру портрет Ансипа….

- ???

- Ничего удивительного. У нашего премьера чисто с художественной точки зрения очень интересное, пластичное лицо. Я абстрагировался от политики и смотрел на это под углом художественного интереса.

- Нет желания передать ему портрет?

- Я, в принципе, об этом уже думал. Послать по почте, к примеру. Ну а что? Ему будет приятно.

Вот так в общей сложности получилось, что за два месяца я написал там одиннадцать портретов, половину из которых – на заказ. И, конечно, многие жалели, что я уезжаю, потому что очень хотели, чтобы я успел написать  их или их близких. Примечательно, что там к этому люди расположены больше, несмотря на то, что доход у них, конечно, меньше, чем в Эстонии. Прожить на их минимальную зарплату совершенно нельзя. Именно поэтому, люди всячески стараются подработать, в основном, продажей чего-либо. Кто-то вяжет, кто-то шьет, кто-то… в общем, кто что умеет, то и использует как возможность заработать.

- Какие-то творческие связи наладил, познакомился с коллегами-художниками в Киеве?

- Да, я познакомился с двумя неплохими художниками (с одним завязал знакомство, еще будучи в Эстонии) и известным скульптором. Интересный факт: «нет пророка в своем отечестве», в основном, их работы востребованы за границей – в Европе, куда они выезжают для организации выставок. Это, кстати, непросто на Украине – везде нужна виза, которую получить – целая эпопея. Но, тем не менее, моим коллегам как-то это удается.

Походил я и по галереям, посмотрел, к чему склоняются тамошние живописцы. Отметил, что классика в чистом виде практически не встречается, в основном, это какие-то народные элементы, тяга к декоративно-прикладному искусству.

- Как тебе вообще Киев? Ведь красивейший город…

- Очень красивый! Очень многое восстановлено, к примеру, Киево-Печерская лавра. Однако сразу хочу оговориться, не везде эта новизна уместна. Порой чувствуется некий внешний лоск, нечто показное… Помнишь, в Библии есть выражение «не наливают молодое вино в старые сосуды», вот здесь что-то подобное.

- Несмотря на то, что эта поездка была вынужденным шагом, она дала тебе что-то полезное, как для художника?

- Конечно! Даже то, что я подряд написал столько портретов, говорит о многом. Именно там я с головой окунулся в этот жанр, это дало некий толчок, и уже по приезде сюда, в Кохтла-Ярве, я продолжаю писать именно портреты. И мне это сейчас очень нравится!

- Вот ты вернулся в Эстонию после двухмесячного пребывания на Украине. Какие чувства испытал первыми?

- Я был очень рад. Правда. Я, наконец, могу дышать свободнее. Там во всем сквозит какая-то безнадега, понимаешь? Если у нас легко куда-то выехать, просто купил билет, сел на самолет – и ты в любой стране Европы, то там люди вынуждены жить закрыто, получить визу очень сложно. Но опять же, парадокс – если смотреть внешне, то там принято хорошо одеваться, может, даже и на последние деньги, не знаю. Там тебя встречают по одежке, увы. Для них важно материальное состояние, то, на какой машине ты приехал, какой фирмы носишь пиджак, какой – обувь. Некая демонстрация внешнего, напускного благополучия. Для меня это особенно удивительно, как для человека, который долгое время прожил в Америке. Средние американцы ведь практически мало внимания уделяют одежде, главное, чтобы было удобно и опрятно. Так что эта несвобода, которая выражается в манере одеваться, держаться, в манере общения – это совсем не для меня, я в этом задыхаюсь. У нас здесь все гораздо проще, свободнее и спокойнее. Я рад, что вернулся.

- Сергей, знаю, что у тебя есть ученики, которые с нетерпением ждали тебя из Киева. Расскажи об этом.

- Да, я занимаюсь с учениками, в студии, их у меня где-то человек восемь-десять, и это взрослые люди, кроме одной девочки, которой двенадцать лет. Это люди, как с художественным образованием, так и абсолютно без него. Для меня это не имеет никакого значения, мне интересно с теми, кто заинтересован в творчестве и не боится учиться этому, получая удовольствие от самого процесса. Это, кстати, очень важно. Если человек плачет и раздражается от неудач за холстом, то я делаю вывод, что такой ученик долго у меня не продержится. Надо, чтобы учеба была не в тягость, а в радость.

Кстати, очень удивил тот факт, что те, кто закончил Эстонскую художественную академию, зачастую не знают каких-то очевидных терминов, не сильны в классической строгой живописи. Полагаю, там учат мыслить свободно, в ущерб канонам. А вот, например, в России, в том же Санкт-Петербурге, наоборот, ученики зажаты в неких рамках. Мне кажется, что и тот, и другой случаи – перегибы. Нужно искать какую-то «золотую середину», для того, чтобы это уравновесить, и чтобы молодой художник развивался равномерно, при этом, не теряя своего «почерка».

- Сергей, ты берешь в ученики любого человека? Даже тех, кто сомневается, получится ли у него, но все равно хочет попробовать?

- Конечно! Абсолютно любого. Я всегда говорю своим ученикам о том, что талант – это не умение, талант – это желание творить, тяга к этому. А научиться каким-то художественным приемам, в общем-то, не так сложно. Самое главное – получать от этого удовольствие на каждом этапе. А творить можно, начиная с первого урока. Я преподаю не по каким-то школьным учебникам или программам, это моя авторская, разработанная методика. И я убедился, что она работает. К каждому уроку я обязательно тщательно готовлюсь, думая о том ученике, который должен прийти на урок.

- Расскажи о грядущих выставках.

- Буквально на днях откроется наша совместная с кохтла-ярвескими художниками выставка в Белом зале, а затем через небольшой промежуток времени – выставка в Таллинне, где я выставляюсь уже с Объединением русских художников Эстонии.

Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ

Фото автора

Инфопресс №44


Возврат к списку