Художница Леа Лившиц сквозь призму времени
Акварели Леа Лившиц завораживают своей легкостью. Леа Лившиц родилась 22 сентября 1930 года, ушла из жизни десять лет назад. Художественное образование получила на престижных в свое время заочных курсах изобразительных искусств при Тартуском художественном музее. Наибольшую известность художнице принесли ее произведения в сложной технике мокрой акварели, а также художественная графика (монотипия).
Владлен Лившиц:
- Целое десятилетие прошло с той поры, когда не стало Леа. За это время удалось более полно проанализировать её творчество и дать ему определенную оценку. В свое время любители ее творчества буквально охотились за акварелью, пастелью, маслом и мозаикой. Но вершиной ее творчества стала стохатипия, хотя она более сложна для восприятия. Только после смерти Леа удалось раскрыть секрет сущности монотипии, к которой относится стохатипия. Оказалось, что теоретической основой стохатипии является математическая теория Бенуа Мандельброта, который в 1975 году опубликовал свою самую знаменитую работу. На этой базе стала развиваться компьютерная графика, которую еще называют фрактальной. Оказалось, что стохатипия - родственник компьютерной графики. Это родство удалось показать в 2000 году. Стохатипии имеет еще одно название – фрактальная монотипия. Но не только я пришел к такому выводу. В далекой от нас Казани, в техническом университете работает профессор математики и информатики Владимир Скворцов. Его хобби - изготовление монотипий. Он также пришел к такому же выводу. Следует заметить, что математическую сущность монотипии удалось открыть лишь через 300 лет существования такой техники! За девять лет это наблюдение широко распространилось среди специалистов по монотипии, одновременно с этим и имя Леа входит во все большее число энциклопедий. Сейчас статьи о ней в энциклопедиях уже на трех языках: эстонском, русском и английском. К сожалению, монотипистов среди художников очень мало, поскольку картин получается немного, а затраты труда и материалов слишком большие.
За минувшие десять лет с творчеством Леа познакомилось много ценителей искусства. Если при жизни Леа было 20 персональных выставок, то мемориальных состоялось 30! В наш виртуальный век нельзя ограничиваться только реальными выставками. За это время было изготовлено два компакт-диска с ее произведениями. Эти компакт-диски в качестве моего дара были переданы во все школы Кохтла-Ярве. За свою жизнь Леа собрала хорошую библиотеку по изобразительному искусству. Я решил, что будет больше пользы, если ее библиотека будут служить на ниве образования. Подарил книги и альбомы Кохтла-Ярвеской школе искусств. Решение было правильным - ее библиотекой постоянно пользуются и преподаватели, и ученики школы.
Два раза из средств нашей семьи два лучших ученика школы искусств Кохтла-Ярве получали небольшие премии. К сожалению, не удалось пока создать именной фонд и учредить премию Леа для талантливых детей школы искусств. Надеюсь, что еще найдутся спонсоры для реализации этого проекта. Ведь имя Леа вышло далеко за пределы нашего региона. Интересно отметить, что еще один художник использовал фракталы в своих произведениях. Это Мариуц Эшер, знаменитый голландский график. Конечно этот художник – мировая величина, но его фрактальные рисунки другой разновидности, поэтому стохатипии Леа также несколько обогатили теорию графики.
Теперь ясно, что важно сохранить для будущего часть работ Леа в области стохатипии для города. К счастью, она оставила изумительную серию «фигуральных стохатипий» из 42 рисунков (половину из них можно увидеть в галерее Вирумааского колледжа ТТУ, в который они депонированы для постоянной экспозиции). Они имеются в компакт-диске, но важно сохранить оригиналы. Проблема пока не решена. Интернет предоставил большие возможности для ознакомления с творчеством любого художника. Ценители ее работ могут познакомиться с ними виртуально. Более 300 рисунков Леа экспонируются на сайте в Интернете (proza.ru/2009/12/18/1411).
В заключение, несколько слов еще об одной стороне жизни Леа. Она многие годы возглавляла Кохтла-Ярвеский клуб художников. Именно с него в городе начали систематически проходить художественные выставки. В то время была лишь одна художественная галерея – в Музее сланцев. Интересная деталь: известная эстонская акварелистка Валли Лембер-Богаткина постоянно помогала художникам этого клуба, делилась своим богатым опытом в области изобразительного искусства. Еще один человек заботился о клубе – тогдашний директор Музея сланцев Артур Руусмаа. Достойной памятью о Леа является и памятная доска, которая установлена в 2002 году на доме, в котором жила художница.
У многих наших жителей остались картины Леа, которые она так щедро дарила любителям ее искусства. Они не только украшают жилища, но и согревают душу. Ведь по характеру она была очень добрым человеком!
Подготовила Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото из семейного архива Лившиц
Инфопресс №03