Философия художника-самоучки
На церемонии открытия одной из художественных выставок в Силламяэском музее, увидев картины, подписанные росчерком Alex, я огляделась по сторонам в поисках создателя этих полотен, в которых читается жизненная философия, человеческая грусть. Оказалось их автор – Алексей Стуколин. Художественного образования он не имеет, хотя изобразительным искусством увлекается с раннего детства.
Обращаться с карандашами и кистью Алексей научился еще в детсадовском возрасте. Но что же тут необычного? Ведь в детском саду рисуют все. Но рисунки маленького Алексея совсем не походили на «каляки-маляки» его сверстников. Среди них он был единственным, кто мог изобразить волка из «Ну, погоди» именно таким, какой он на экране. Увлечение рисованием перешло с Алексеем в школу, не покинуло его и в армии и по сей день идет с ним по жизни.
«Почему я так и не получил художественного образования? Честно говоря, я и не думал становиться профессиональным художником, просто всегда рисовал в свое удовольствие. Правда, в семнадцать лет попытался поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Однако попытка не увенчалась успехом. Документы принимались только от тех, кто с отличием окончил художественное училище. А так как у меня такового за плечами не было, то и учеба в этом вузе для меня была невозможна. Но даже если бы я имел необходимое начальное художественное образование, это не стало бы гарантией зачисления в Репинский институт (поступающие туда не один год подряд штурмовали приемную комиссию вуза, многие из них были уже зрелыми людьми, в очках и с бородой). Не слишком расстроившись по этому поводу и не долго думая, я поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт. Мне показалось, так я могу быть ближе к творчеству, тем более в школе черчение всегда был моим любимым предметом», – рассказывает художник.
Тем не менее, не получив возможности стать дипломированным живописцем, Алексей неустанно занимался самообразованием: на протяжении многих лет штудировал горы тематической литературы, участвовал в семинарах по живописи. Три года назад окончил курсы для взрослых, проводил которые известный нарвский художник Кузя Зверев (Владислав Кузнецов), брал уроки у силламяэской художницы Аалы Гитт. Сегодня Алексея Стуколина знает таллиннская публика, несколько последних лет он исправно участвует во многих художественных слетах, экспозициях, проходящих в столице (выставлялся в галереях «Биндес» и «Атриум»). А вот в родном Силламяэ представляет свои работы не столь давно, пока принял участие всего в трех сборных экспозициях. Хотя в его «закромах» холстов хватило бы не на одну персональную выставку. «Все еще впереди!», – надеется художник.
Особенность произведений Алексея Стуколина в том, что все они пропитаны глубинным смыслом. Их названия говорят сами за себя «Рождение смерти», «Этот безумный-безумный мир», «Сны Да Винчи»… Некоторые из них походят на картины Сальвадора Дали, но Алексей вовсе не копирует полотна отца сюрреализма. «Сюжеты моих картин мне подсказывает мой внутренний мир. Многие у меня спрашивают: почему на твоих картинах нет счастья, веселья? Мне сложно ответить на этот вопрос. Просто вот такой, в таких тонах и красках я вижу жизнь».
Несмотря на то, что Алексей – не профессионал, он не пренебрегает незыблемыми законами живописи. «Например, сейчас мало художников, которые берут мольберт, выезжают с ним на природу. Обычно рисуют дома по памяти, используя фотографии. Хотя рисовать с натуры – одно из основных академических правил в изобразительном искусстве. Лично я всегда предпочитаю его придерживаться», – говорит мой собеседник.
За последние пять лет художник создал около сотни произведений, многие из которых не только разошлись по силламяэским квартирам, но и уехали в разные города Эстонии, а также в Финляндию, в Петербург и Москву. Причем свои картины Алексей дарит не так уж часто (и вовсе не потому, что скупой), просто их с удовольствием приобретают его друзья, друзья друзей, знакомые, малознакомые и совсем не знакомые люди. «Конечно, в мои картины не вкладывают деньги, как в полотна художников с мировым именем, но я продал уже десятка два работ, а это больше чем смог продать Ван Гог (как известно, при жизни этот голландский живописец продал лишь одну картину – прим.авт.), – улыбается мужчина. – При этом живописью я не зарабатываю себе на жизнь, хотя порой приходится рисовать на заказ (кстати, чаще заказывают портреты, по-моему, они получаются у меня лучше всего). Я не работаю как профессиональный художник, которому рисовать приходится даже тогда, когда нет желания, вдохновения, а беру в руки кисть, когда мне этого действительно хочется. Тогда это приносит моральное удовлетворение, и только тогда может родиться такая картина, которую, возможно, признают произведением искусства».
Наталья КОЛОБОВА
Фото из личного архива Алексея Стуколина