Жизненная философия по Володину в интерпретации Вайкерта
Силламяэский театр «Другое небо» представил публике свой новый спектакль. И хотя ежегодно Международный день театра коллектив отмечает новой работой, в этом году, так как дата выпала на понедельник, премьеру давали не 27 марта, а вечером 1 апреля – в Международный день смеха. Хотя вещь режиссером «Другого неба» Владимиром Вайкертом была выбрана достаточно серьезная и философская – пьеса Александра Володина «Две стрелы», которую литературоведы называют размышлениями о жизни в жанре детектива. Впрочем, сии размышления не обошлись без юмора и иронии.
Пьеса «Две стрелы», входящая в фонд русской классической прозы, экранизированная в 1989 году Аллой Суриковой, в постановке Вайкерта превратилась в «Выстрел в спину», а действие пьесы силламяэский режиссер из первобытнообщинного строя перенес в наши дни. «Не хотелось этой дикой экзотики: чтобы герои бегали в шкурах, разговаривали междометиями. Все это отвлекало бы внимание зрителя от философских тем, которые поднял в своем произведении Володин, от тем, которые и сегодня актуальны – любовь, власть, место в обществе, человеческие пороки и т.д. Текст я сохранил авторский один в один. Несмотря на то, что у Володина действие происходит несколько тысяч лет назад, его герои рассуждают современным языком», – сказал Владимир Вайкерт.
Персонажей, имена которых говорят сами за себя, – Красноречивый, Ходок, Ушастый, Длинноносик, Человек-бой, – сыграли и ветераны «Другого неба», и молодые актеры, пришедшие в театр недавно. Двух из них Евгения Соловьева и Дарью Антонову по окончании премьеры Владимир Вайкерт из молодежной студии «Другого неба» официально перевел в основной состав труппы. А Виктор Феофанов, директор Центра культуры Силламяэ, при котором и работает театр, вручил благодарственные письма от учреждения Алексею Беляеву, Сергею Васильеву, Алексею и Наталье Борисовым, Алексею Афанасьеву, Евгению Соловьеву и Дарье Антоновой.
Вообще нынешний год обещает стать для силламяэского театра богатым на премьеры. Если в 2009 и 2010 годах коллективом было выпущено по одному спектаклю – «Портреты» по роману Гоголя «Мертвые души» и «Как чуть не съели королевну Булочку» по одноименной детской пьесе польского драматурга Мачея Войтышко, то уже месяц назад с юными актерами, учащимися школы «Астангу», в которой Владимир Вайкерт ведет кружок, он выпустил детскую постановку «Огурцы и другие пирожные» по пьесе Ксении Драгунской, а в конце мая зрители должны увидеть спектакль «Река на асфальте» по пьесе Дмитрия Липскерова. Помимо этого у «Другого неба» скоро выйдет новая иллюзионная программа с фокусами, трюками и волшебными превращениями. Что же касается «Выстрела в спину», то спектакль в ближайшем будущем будет еще раз показан в Силламяэ, а также в других городах, и кроме того, представлен на международных фестивалях
.
Многие даже не подозревают, насколько им знакомо творчество Володина. В 1949 году Александр Лифшиц (настоящая фамилия драматурга), за плечами которого уже была пройденная война, окончил сценарный факультет ВГИКа, потом работал редактором на киностудиях «Ленфильм» и «Леннаучфильм».
Володин дебютировал как прозаик, опубликовав в 1953 году несколько своих рассказов. В 1954 вышла его первая книга – «Рассказы». Первая же пьеса – «Фабричная девчонка» (1956 г.), поставленная многими театрами СССР и пользовавшаяся большим успехом, за год сделала его одним из самых популярных советских драматургов. Через три года появляется пьеса «Пять вечеров», затем – «В гостях и дома» (1960 г.), «Старшая сестра» (1961 г.), позже экранизированная.
Через 20 лет пьеса «Пять вечеров» была экранизирована Никитой Михалковым, роли главных героев сыграли Людмила Гурченко, Станислав Любшин, Александр Адабашьян и другие известные актеры. Картина, как и пьеса Володина, имела успех, так как внушала веру в жизнь, обращалась к достоинству человека, звала к свободному выбору своей судьбы.
Александр Володин стал драматургом ленинградского БДТ, а вскоре и московского театра «Современник». Пьеса Володина «Назначение» (1964 г.) была поставлена в «Современнике» одним из его основателей Олегом Ефремовым, став «гвоздем» сезона.
Целый ряд фильмов, поставленных ведущими советскими режиссерами по пьесам Александра Володина, вошел в «золотой фонд» российского кино и был отмечен на международных кинофестивалях. Кроме того, со многими режиссерами драматург работал и в качестве сценариста. Например, с Сергеем Герасимовым в фильме «Дочки-матери», с Александром Миттой – «Звонят, откройте дверь!», с Элемом Климовым – «Похождения зубного врача», с Георгием Данелия – «Осенний марафон» и «Настя», с Аллой Суриковой – «Две стрелы».
В 1968 году Володин по собственному сценарию поставил фильм «Происшествие, которого никто не заметил». Но особое место в его творчестве занимает именно киносценарий «Осенний марафон» (1979 г.), ставший кинокартиной, в которой блистают такие актеры, как Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неёлова, Евгений Леонов, картиной, до сих пор пользующейся популярностью
В середине 70-х в драматургии Володина возникает новый жанр – пьеса-притча. Это «Дульсинея Тобосская», трилогия о первобытных людях «Выхухоль», «Ящерица», «Две стрелы», «Мать Иисуса» (она была поставлена только в 1988 году), «Кастручча», поставленная в том же 1988-м.
В 1984 году из-под пера Володина выходит пьеса «Блондинка», в 1985-м – пьесы «Графоман» и «Портрет с дождем». В 1990 году Александр Моисеевич публикует книгу «Одноместный трамвай (Записки несерьезного человека)», в 1993-м – книгу публицистики «Так неспокойно на душе (Записки с отступлениями)».
Всю жизнь Володин провел в Ленинграде, где и работал.
Наталья КОЛОБОВА
Фото автора
Труппа «Другого неба» во главе с режиссером Владимиром Вайкертом.
Инфопресс №14