О нарвском театре сквозь призму лет
В Нарвском замке открылась выставка «Весь мир – театр». Составитель – научный сотрудник Нарвского музея Светлана Андреева, часть экспонатов взяли из запасников музея, часть – предоставили поклонники театра. Большой вклад в составление экспозиции внес нарвский театр «Ильмарине». На выставке представлены связанные с историей театра в Нарве предметы, иллюстрации и документы из музейных и частных коллекций.
Театральная история Нарвы богата и разнообразна. Еще в конце семнадцатого века сюда приезжали странствующие театральные труппы, а в построенном здании биржи были устроены сцена и помещения для актеров. С 1920-х годов и до Второй мировой войны в Нарве успешно выступали Нарвский русский театр и Нарвский театр, организованный из театральных трупп эстонских обществ «Ильмарине» и «Выйтлея». После второй мировой войны в Нарве были образованы многочисленные драмкружки, театры-студии. Некоторые из них получили звание Народных театров.
Но вернемся назад и попробуем проследить развитие театрального искусства в приграничном городе на северо-востоке нашей страны. Именно это и предлагает сделать выставка.
В начале 18 века в Нарве появилось постоянное помещение для театральных представлений со зрительным залом на 200 мест, расположенное, как уже говорилось выше, в здании биржи. Сюда приезжали с гастролями театры из Санкт-Петербурга, Тарту, Таллинна, Берлина, Финляндии. Любительские постановки на русском языке осуществлялись с 1843 года Нарвским высшим уездным училищем, а с 1850-х годов офицерами Санкт-Петербургского гренадерского полка.
В 1874 году постановкой «Артур и Анна» по пьесе Карла Якобсона началась деятельность нарвского эстонского театра. Во второй половине 19 века в Нарве были основаны два эстонских общества, которые имели свои театральные труппы. Общество «Ильмарине» давало спектакли в городском театре в здании биржи, а с 1909 года – в собственном здании на улице Вестервалли, где был построен двухъярусный зал на 1000 человек. Драмкружок общества «Выйтлея» ставил спектакли также в городском театре, а затем на сцене собственного театра, зал которого вмещал более 500 зрителей.
Это время было расцветом театрального искусства в Нарве. В 1925 году группы общества объединились в Нарвский театр, который с 1928 года начал деятельность как полупрофессиональный, а с 1931 – как профессиональный.
Первый русский театр в Нарве был организован инженером А. Пальмом в 1919 году из актеров Псковского драматического театра, приехавших в Нарву в связи с политическими событиями в России. При театре действовала опереточная труппа. У этого театра своего здания не было, и актеры выступали в Русском общественном собрании, в Доме суконной мануфактуры, на сцене театра «Выйтлея». Этот театр быстро закрылся, но уже 1929 году открыли новый – товарищество «Нарвский русский театр», успешно просуществовавшее до начала Второй мировой войны.
Кстати, в Нарве в это время действовал и балет.
После окончания войны театральное искусство стало развиваться быстрыми темпами. Всюду создавались драматические кружки и самодеятельные театры. Вскоре драматические кружки были во всех домах культуры Нарвы. С ростом профессионализма эти кружки превращались в Народные театры.
Клара Баранова: «Я уходила в театр от проблем»
На открытие выставки пришла «старая гвардия» - актеры народных театров того времени.
С одной из актрис, Кларой Борисовной Барановой, мне удалось поговорить о том, какую роль театр сыграл в ее жизни.
Клара Борисовна родилась в большой семье на севере России. После войны семья приехала в поселок под Нарвой, на торфоразработки. Девочкой училась в нескольких нарвских школах, и даже в русско-эстонском интернате. Мечтала о профессии учительницы. После школы работала на фабрике прядильщицей, отучившись в ФЗУ. Но с мечтой о работе с детьми девушка расставаться не желала.
- Тогда было строго – отучилась в ФЗУ (фабрично-заводском училище) – отрабатывай три года на фабрике. Это было настолько не мое, так не по душе, но деваться было некуда. Я работала и мечтала о педагогике, и работа эта выходила у меня довольно криво. Чтобы успокоить себя, а не зацикливаться на неудачах, я пела песни. Потом на меня жаловались начальству, мол, Клара ничего по работе не успевает, да еще и песни поет, - улыбаясь, вспоминает Клара Борисовна.
Времени даром девушка не теряла – во время работы она закончила вечернюю школу. Тогда же проявился и актерский талант Клары. В общежитии она выступала перед своими соседками по комнате, а было их в одной комнате одиннадцать девушек!
- На новый год моя подруга сшила мне шикарное платье из марли со шляпкой. Получился такой костюм старых времен. «Ты у нас артистка», - говорили подружки. И просили меня вечером, после работы, показать какой-нибудь номер – спеть, станцевать. Мы старались не шуметь – наши вахтеры очень следили за порядком, и потому эти мини-концерты проходили тихо и, можно сказать, тайно, - смеется Клара Борисовна.
Выбрала семью
Ее первой театральной площадкой стал городской Дом культуры (ныне здание на улице Вестервалли). Первым режиссером – Золотов. Вскоре открылся Дом культуры «Ругодив», и театр перебрался в новое здание. Но тут из армии пришел муж Клары Борисовны, и с театром пришлось на некоторое время попрощаться.
Мужчина не разделял увлечения молодой супруги, и во имя сохранения семьи она ушла из театра и полностью погрузилась в любимую работу – воспитателем в детском саду. Еще до получения педагогического образования, Кларе Борисовне довелось поработать воспитательницей. В 16 лет девушку пригласили в один из детских садов. Веселая, заводная, легко находящая общий язык с малышами, она быстро завоевала их доверие и любовь. В общей сложности педагогической работе актриса народного театра отдала почти 20 лет своей жизни.
- Несмотря на то, что в моей театральной жизни случился перерыв (позже Клара Борисовна вернулась к любимому увлечению сценой), я не считала это отрывом от творчества. Ведь с детьми, сами знаете, все время приходилось играть. А уж на всяких праздниках-утренниках мне доставались настолько разные роли, что творчества в моей работе было хоть отбавляй, - рассказывает Клара Борисовна.
Многие прямо говорили ей о том, чтобы она шла «в артистки». Молодая воспитательница с головой уходила в маленькие роли детских спектаклей, и эти спектакли превращались в настоящие театральные постановки.
Актриса-инженер
Словом, театр из ее жизни не ушел, и в какой-то момент она вернулась к творчеству. Теперь основной сценической площадкой для нее стал дом культуры «Энергетик», где в то время работал режиссер-постановщик Виктор Стрелков. Стрелков не делал скидку на самодеятельность, он был требовательным и увлеченным. И «замахивался» на такие серьезные постановки как «Медея» Еврипида, «Эшелон» Рощина или «Тревога» Петрашкевича. Во всех этих постановках играла и Клара Баранова.
«Работоспособность у Барановой огромная, она в постоянном движении. Наделена редким качеством – умением открывать мир, удивляться ему, радоваться каждой малости», - так отзывался об актрисе ее режиссер, в одном из интервью корреспонденту газеты «Нарвский рабочий» в 1984 году.
В какой-то момент Клара Борисовна ушла из педагогики. Этому было свое объяснение - она выдохлась за годы полной отдачи себя детям, ей не нравилась показуха того времени, постоянные глянцевые отчеты о проделанной работе. Словом, там, где из ее творческого, открытого взгляда на работу пытались сделать обложку для комиссий по различным проверкам, ей становилось неуютно. И следующим этапом ее деятельности параллельно с вечерними репетициями и выступлениями на сцене Народного театра стала работа на эстонской ГРЭС.
- Это вообще было неожиданно даже для меня самой. Мне предложили там работать, и я не отказалась. Как раз был такой сложный жизненный период, и я ушла из педагогики… в инженеры по технической безопасности, - вспоминает Клара Борисовна.
Работа оказалась не только далека от гуманитарных дисциплин, да и еще, как позднее выяснилось, опасна. Контролировать приборы Клара Борисовна научилась, даже не заканчивая пожарного училища. Так что в ее биографии есть и такой этап.
«Снимается сказка»
Но вернемся к театру. Актриса никогда не искала каких-то особенных ролей, с радостью бралась за любую, даже самую незначительную. Театр для нее был отдушиной, гаванью, в которую она пряталась от проблем. Но никто из ее коллег по актерскому цеху никогда не видел ее унывающей. Заводила, активная участница всех творческих «капустников», неутомима на выдумки, весела и открыта. Такой всегда видели ее друзья и знакомые.
«Медея» (рабыня), «Не все коту масленица» (Маланья), «Тревога» (мать), «Женатый холостяк» (Сплетница), «Эшелон» (больная женщина), музыкальная сказка «Остров ученых» (Чубарик) и другие спектакли навсегда остались в ее сердце. И нарвский зритель с радостью приходил на сцену «Энергетика», зная, что приходит в настоящий театр.
Был в ее жизни и опыт съемок в настоящем кино. Пусть в массовке, но зато в каком кино – в начале восьмидесятых в Ивангороде проходили съемки фильма «Сказка о звездном мальчике» с целым «букетом» звезд советского кино – Олегом Басилашвили, Валентином Гафтом и другими.
- Я взяла на съемки и своих дочек, но старшая очень стеснялась и наотрез отказалась сниматься. А мы вместе с труппой нашего театра приняли в этом участие, - вспоминает Клара Борисовна.
Впрочем, сниматься в кино актрисе Народного театра не особенно понравилось.
- То ждешь, когда пойдет дождь, то – когда выглянет солнышко. То – когда стемнеет, когда изменится направление ветра. Куча дублей и тягостное ожидание своего выхода. Это, конечно, не для меня, в театре – совсем другое дело, - смеется она.
Но, тем не менее, такой опыт у нее тоже был. И фотографии, на которых они запечатлены на съемочной площадке, как и старые театральные афиши, Клара Борисовна бережно хранит. Сокрушается, что узнала о выставке в Нарвском замке поздно и случайно, и не успела предложить свои материалы.
Вообще, Клара Борисовна до сих пор остается неунывающим, светлым и творческим человеком. Ведет активную жизнь, поет в хоре ДК «Ругодив» «Сударушки», встречается с верными друзьями-коллегами по актерскому цеху, участвует в «капустниках».
В общем, для нее фраза «весь мир – театр» - самая настоящая реальность.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №20