Гравюра - лишь грань творчества Юрия Орлова
Практически одновременно - в Йыхвиской художественной школе и в Кохтла-Ярвеском Белом зале - открылись выставки ровесников, отметивших таким образом свои 60-летние юбилеи.
60 лет исполнилось достаточно широко известному мастеру экслибриса Юрию Орлову и столько же (и об этом можно говорить без утайки, ибо трудно в то поверить) живописцу-любителю Маре Ребане.
Выставки настолько непохожие, что хочется найти хоть что-то, чтобы объединить их хотя бы в собственном восприятии.
Выставка под названием «Избранное» скромно расположилась в коридоре при входе в канцелярию Йыхвиской художественной школы.
Всего восемнадцать миниатюрных гравюр. Ни рекламы, ни торжеств по случаю открытия не было. Просто стена в школьном доме вдруг стала носителем восемнадцати сюжетов, выполненных автором в своей особой манере, которая с постоянством привлекает внимание ценителей экслибриса.
Юрий Орлов говорит, что для этой выставки выбрал работы, отображающие разные этапы своего творчества.
Честно признаюсь, я не увидела большой разницы в том, что делалось в 90-м году и потом в течение 22 последних лет. Не потому что художник остановился в своем развитии. Нет, конечно! Каждое произведение уникально. Эти филигранные штрихи, организующиеся в наполненную сгустком содержания миниатюрную картину, можно рассматривать и рассматривать, находя все новые и новые нюансы. Мне кажется, и это ощущение у меня сохраняется уже многие годы, с того времени, когда я увидела впервые работы Юрия Орлова, у него нет проходных поделок. И потому каждый оттиск воспринимается, как нечто выдающееся.
Пожалуй, не у одной меня работы Орлова вызывают подобные чувства. Большинство из этих восемнадцати экслибрисов были высоко оценены, получили признания, призы на многих выставках, увековечены в многочисленных каталогах. Шутка ли, в активе Юрия Орлова участие в более чем двухстах выставках по всему миру.
Персональных - значительно меньше: всего шесть. Наверное, потому, что, как говорит Юрий, ему жаль тратить время на организацию и оформление их. Одну из персональных выставок, прошедших в Польше, он вспоминает с особым удовольствием: отправил почтой работы, а там нашлись люди, которые все оформили без его участия да еще прислали потом каталог. Сам он и поехать туда не смог.
Поразил меня художник еще тем, что, оказывается, он не совсем тот, кем его все представляют. Мы говорим - график Юрий Орлов! А он совсем не только график. В пояснении, почему он не сделал выставку более объемной, ведь, наверняка, у него в запасе значительно больше работ, достойных показа зрителю, Юрий признался, что да, его считают художником, работающим в жанре малой графики, но в его активе есть работы и маслом, и акрилом, и акварелью, и пастелью.
Кроме выставленных, у него еще в запасе около сотни работ малой графики и, наверное, около ста пятидесяти совершенно иных, не графических работ, которые никто не видел.
- Как так? - изумилась я. - Что вам дает такая работа в «стол»?
- Удовлетворение, - ответил мастер, - мне нравится сам процесс.
Выяснилось, что в разной технике художник пишет целые циклы: цикл «Мой дом», цикл «Пейзажи» (в том числе написанные на родине, в Орловщине, куда он старается наезжать к теперь уже немногочисленным не близким родственникам), цикл «Цветы» - и реальные цветы, и эмоциональные портреты их. И это, конечно же далеко не все.
Выставку «Избранное» можно посмотреть еще в течение всего октября и ноября.
Но, честное слово, очень хочется, чтобы однажды Юрий Орлов нашел в себе силы и желание показать другие, неизвестные его почитателям, грани своего таланта.
ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ СВЫШЕ
Когда Маре говорит, что прежде чем взять кисть в руки, она обращается к своим невидимым, но безусловно существующим ирреальным помощникам, первая реакция – недоумение. Что, всерьез?
Да, всерьез. Маре уточняет, что иногда она просто читает ответы на свои вопросы, видит их написанными ее собственным почерком в пространстве перед собой. Не берусь судить о том, что выше моего понимания. Человек верит себе и, думаю, у нее в самом деле есть на то основание.
Иначе, как можно объяснить своеобразие творческой манеры Маре Ребане, завораживающее воздействие ее картин на зрителя? Ведь Маре никогда и ни в каких заведениях не училась рисованию (ну разве что в начальной школе), тем более письму маслом.
По образованию инженер-строитель, она много лет жила в волости Вайке-Марья и работала специалистом по охране окружающей среды.
Затем лет двадцать назад из-за болезни потеряла работу и от нечего делать начала рисовать. Одиннадцать лет назад вернулась в Кохтла-Ярве, где выросла, домой. В ее семье трое взрослых детей и трое внуков. Это ее опора в жизни. А увлечение – живопись и поэзия.
Своими учителями она называет дом, книги и интернет, а также советы коллег-художников и наблюдения в YouTube за тем, как работают мастера.
Нынешняя выставка – третья по счету и первая столь большая, персональная. В сентябре 2001 года в Народном доме Вайке-Марья Маре впервые показала свои работы зрителям. В марте 2010 здесь же в Белом зале участвовала в совместной выставке с Мариной Сеппар. А вот теперь весь зал в распоряжении пяти десятков ее картин, которые наполняют пространство вокруг себя свежестью и прохладой. Маре с удивительной точностью использует оттенки сине-зеленой цветовой гаммы. Ее пейзажи наполнены воздухом, туманом, ее вода течет, бурлит, брызжется. И вся выставка создает ощущение покоя и умиротворения.
Профессиональный художник, Тамара Брейдекс с интересом рассматривала картины и высоко оценила их:
- Для меня работы Маре привлекательны прежде всего поэтичностью, с которой она изображает мир. Вообще удивительно, но все свои пейзажи она пишет не с натуры, а из головы, по своим впечатлениям, по своим представлениям. Каждый художник по-своему работает. Но тут ощущается тяга к реалистичному изображению, и ей удается гармонично выстраивать придуманные пейзажи и тонко передавать цвет и свет.
* * *
Ну и что же можно найти общее между работами Маре Ребане и Юрия Орлова?
Внешне – ничего. Однако общее реально существует. Оно в той степени одаренности талантом и трудолюбием, которая вдохновляет их на творчество. И в конечном итоге их произведения становятся украшением нашего бытия. А это дорогого стоит.
Зинаида КЛЫГА
Фото автора и Ю. Хорева
Инфопресс №41 (2012 г.)