Известный российский певец Сергей Беликов: «Уверен, что на концертах мы с публикой порадуем друг друга»
Чем громче и бессмысленнее гремит сегодняшняя попса, тем больше хочется вернуться к лучшим образцам нашей музыкальной культуры, пусть даже и массовой, к истокам нашей ментальности, к чистым родникам духовности. «Живи, родник, живи, родник моей любви, любви к земле родной, земле навек одной…» - откликается на этот запрос и звучит сквозь десятилетия песня, которая в середине 80-х называлась хитом, а сегодня оценивается уже как одна из легенд советской эстрады. А рядом встают и другие легендарные названия - ансамбли «Самоцветы» и «Аракс», рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», приходят на память песенные строчки: «Не такой уж громкий мне достался голос, но хотелось очень мир мне посмотреть, и однажды утром в суматошный город я уехал…» или «Ночи, ночи раскалённые, сон-травою шелестят, и беды глаза зелёные, неотступные глядят…».
Все эти произведения и коллективы - грани творческой биографии заслуженного артиста России, певца Сергея БЕЛИКОВА. 5 и 6 ноября в Таллинне и Йыхви предстоят его концерты. А накануне Сергей Григорьевич дал интервью нашему корреспонденту.
- Услышим ли мы на концертах в Эстонии «У беды глаза зелёные», «Живи, родник!», «Снится мне деревня»?..
-… и «Всё, что в жизни есть у меня», «Алёшкина любовь», «Не надо печалиться», «Мечта сбывается». Вся классика, которая когда-то сделала имя Сергея Беликова известным на всю страну, - она будет звучать. Потому что моя программа называется «По волнам нашей памяти».
- Сергей Григорьевич, вкратце напомните читателям, как рождались названные выше песни.
- «У беды глаза зелёные» - песня, которая была записана в качестве саундтрека к фильму «Опасные друзья» в 1979 году. Ко мне обратился автор этой песни Евгений Птичкин. В составе группы «Аракс» я записал музыку к фильмам «31 июня», «Узнай меня», «Берегите женщин» и вышла телевизионная версия знаменитой рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - ленкомовская постановка, в которой мы принимали участие в те годы. Всё это вместе создало некий базис, в результате которого меня в очередной раз и пригласили для работы над музыкой к фильму. Вот так и родилась песня «У беды глаза зелёные».
«Живи, родник!» и «Снится мне деревня» - это звенья одной цепи. Вячеслав Добрынин в 1985 году обратился ко мне с просьбой записать песню «Живи, родник!». Более того, не просто спеть, а сделать новую версию этой песни, потому что в тот момент она уже начала звучать в исполнении Николая Гнатюка. Но первые маркетинговые исследования показали, что песня, скажем так, не привлекает внимания, остаётся незамеченной. И Вячеслав Добрынин в этой ситуации решил вдохнуть в неё новую жизнь - посредством исполнения Сергеем Беликовым. Эта идея увенчалась успехом - я спел песню, она стала знаменитой.
Текст «Родника» писал Леонид Дербенёв, и буквально через несколько месяцев он сказал: «Серёжа, у меня есть ещё песня». Показывает её. Ну, я после некоторых сомнений - насколько мне это нужно - всё-таки уступил его рекомендации не отказываться, а поработать, потому что он произнёс сакраментальную фразу: «Серёжа, поверь, если ты споёшь эту песню - это будет хит».
- Из ваших интервью прошлых лет можно вынести такую мысль, что песни типа «Деревни…» - это как бы не совсем то, что вам хотелось бы петь, хотя вы, конечно, воздаете должное их резонансу. Например, в «Московском комсомольце» в 1999 году вы говорили: «Да, это не та песня, в которой я полностью реализуюсь, творческий момент входит тут в противоречие с жизненными реалиями - внешне простая композиция волнует миллионы людей…». Услышим ли мы тогда и песни, где вы реализовались по-настоящему?
- Скажем, «У беды глаза зелёные» не относится к песням, которые я считаю недостаточно интересными для меня. Всё, что было сделано в период деятельности группы «Аракс», я тоже считаю своими творческими достижениями. Такие песни, как «Всё, что в жизни есть у меня», «Алёшкина любовь», - это вещи, которыми можно гордиться. Песней «Снится мне деревня» тоже можно гордиться, и не только можно, а нужно! Просто в тот период, на самом деле, Сергей Беликов был музыкантом поп-рукового «формата», и ему хотелось бы песен более упругого, более громкого, громогласного звучания. Но получилось то, что получилось.
- О чём, как можно догадаться, вы всё равно не жалеете?
- Ну, разве можно жалеть? Покажите мне исполнителя, который откажется от песен, тридцать лет находящихся в плэй-листах далеко не последних радиостанций страны! Тридцать лет!!
- В поэзии и песне есть понятие «лирического героя» - устойчивого образа, в котором выступает поэт или певец, в некотором смысле синонима амплуа. Каков ваш лирический герой?
- Мой лирический герой - сентиментальный, вдумчиво-романтичный. При этом он с достаточным юмором относится и к себе, и к происходящим событиям.
- На афише ваших концертов стоит «Back in USSR». Вас в разных публикациях называют «легендой советской эстрады»… Это ностальгическое направление последнее десятилетие вообще в культуре всё более и более укрепляется. Сегодня снимают заново старые фильмы, поют «старые песни о главном». На ваш взгляд, это направление всё еще остается искренним и естественным, как реакция на интервенцию чужой культуры в 90-х, или превратилось уже в «ностальгию в законе», этакий «второй мэйнстрим», на котором тоже можно зарабатывать?
- По сути, я согласен, что это второй мэйнстрим современной популярной музыки, потому что фактор, скажем так, не очень корректной эксплуатации музыки той эпохи имеет место быть. И то, что различные артисты и некие проекты позиционируют себя как «звёзды той эпохи», на самом деле не являясь ими, говорит о том, что все кинулись эксплуатировать эту темку в расчёте на доверчивость целевой аудитории и на её желание окунуться в музыку тех лет. Что, на мой взгляд и на взгляд ряда коллег, безусловно наносит вред чистоте и качественности музыкального продукта. Сегмент 70-80-х просто эксплуатируется самым банальным образом.
- Имея сорокалетний опыт на отечественной эстраде, не рискнете ли дать прогноз - куда русская эстрада движется, какой станет через некоторое время?
- Мне кажется, тенденции последних лет - это тупиковый путь. Шоу-бизнес, скажем так, демонстрирует судорожные и панические настроения и состояния, потому что толком непонятно - а что же нужно, потому что весьма немалые телодвижения и вливания внутри шоу-бизнеса последнее время в подавляющем своём большинстве приводят к нулевым результатам. Из-за этого стала обсыпаться сама структура «шоубиза». Иными словами, «подкачиваются» финансово, ресурсно некие проекты в расчёте - ну, кто же устоит против средств массовой информации? Но мы вползли в такое состояние взаимоотношений между поп-рынком и потребителями, что, качай - не качай, толку нет. А то и наоборот: чем больше качаешь - тем быстрее и сильней надоедаешь.
С позиции Сергея Беликова, который натерпелся всякого рода пинков и (говоря полууголовным языком) «отжатий», - я в какой-то степени даже испытываю моральное удовлетворение оттого, что этих деятелей шоу-бизнеса всё более преследуют неудачи. Они, по сути, не давали рынку толком развиваться естественным образом и сплошь и рядом что-то действительно «заискрившее» старались придавить, если оно не входило в чьи-то интересы. Раз так - ну, получайте тогда…
- В 90-е годы вы участвовали в созданной тогда футбольной команде эстрадных звёзд - «Старко». Какова сегодня судьба этого проекта?
- Этот проект до сих пор существует. Но существует в видоизменённом виде, это называется теперь «Под флагом добра». Сборная теперь такого плана - звёзды эстрады, спорта, политики и бизнеса. Проводятся благотворительные игры в разных городах России. Из собранных таким образом благотворительных денег формируются гранты, которые выдаются в каждом городе определённым семьям для лечения тяжело больных детей.
- Помимо этого отношения со спортом поддерживаете?
- Футбол из моей жизни ушёл уже порядка восьми, если не десяти лет назад. Потому что в определённый период своей жизни я умудрился в течение трёх лет сломать на футбольном поле поочерёдно обе ноги (смеётся). После этого я решил прекратить.
- А что взамен?
- Активная физкультура. Велосипед. Пешие прогулки. В основном - плавание. Я обожаю плавать.
- Сергей Григорьевич, вы выступали раньше в Эстонии или это ваш первый приезд сюда?
- В составе «Самоцветов» и «Аракса» - это было очень давно, до 1985 года - я бывал здесь. В Таллинне мы выступали, помню, в каком-то концертном зале амфитеатрового типа, который стоит чуть ли не на берегу…
- Что такое для вас, уже с высоты 2014 года, спеть для русской аудитории за границей России? Есть отличие от концерта в Москве или в Калуге, в Рязани или в Новгороде?
- Нет. Для меня эти слушатели - русские люди, просто публика, которая любит песни, и мои, и песни эпохи в целом, и хочет этого. А то, что они будут довольны и Сергей Беликов, несмотря на свои уже не юные годы, продолжает радовать зрителей, - это я обещаю. Это не голословное утверждение, достаточно просто найти в «Ютьюбе» ролик «Сергей Беликов сегодня». Там всё видно, всё слышно - какой Беликов сейчас, как публика реагирует на него и какой совместный праздник души мы друг другу устраиваем. Я - публике, а публика - мне.
Надеюсь, что русскоязычная публика Эстонии не проигнорирует наше с вами предложение и мы тоже порадуем друг друга. Публика - нас, а мы - публику.
Фото предоставлено С. Беликовым
Инфопресс №39 (2014 г.)