Новые «Елки» отправили зрителей на сто лет назад
В эстонском кинопрокате с успехом идет продолжение любимой комедии «Елки», производством которой занимается кинокомпания BAZELEVS. Новая часть называется «Елки 1914» и переносит зрителей на век назад – события с уже знакомыми героями разворачиваются 24 декабря 1914 года, в канун Рождества. Идея отмотать время принадлежит продюсеру и владельцу кинокомпании BAZELEVS Тимуру Бекмамбетову, кстати, в «Елках 1914» он же стал одним из режиссеров.
- Нам было трудно расстаться с любимыми героями, но при этом не хотелось снова повторять себя, – поясняет Бекмамбетов. – А этот ход дал возможность показать, как мы жили сто лет назад, какая у нас была страна, и как зарождался Новый год – уникальный праздник, соединивший в себе языческие, христианские и советские традиции. И, конечно, я был счастлив вновь поработать в историческом формате. Любовь к нему осталась у меня еще со съемок рекламных роликов для банка «Империал», а вместе с ней – наработанные приемы и понимание, как рассказать исторические анекдоты таким образом, чтобы современный зритель смеялся и в то же время выносил для себя что-то полезное.
В составе фильма – шесть новелл, действие которых разворачивается в больших и малых городах России, в дворянских усадьбах и в крестьянских избах, на беззаботных балах и даже на суровых фронтах Первой мировой. В канун Рождества героям фильма предстоит решить казалось бы неразрешимые проблемы, но, объединившись, они смогут совершить настоящее чудо.
Героями центральной новеллы фильма – «Дом» – стали талисманы и постоянные участники «Елок» – Иван Ургант и Сергей Светлаков. По сюжету их герои встречаются в одном из южных городов России, где в тот год выдалась аномально жаркая зима.
Для Ивана и Сергея «Елки 1914» стали первым опытом работы в историческом кино.
- Мы играем своих далеких предков, но продолжаем быть Борисом и Евгением, только теперь – Борисом Ефимовичем и Евгением Павловичем. Наконец-то, в четвертой части выяснились наши корни, – шутливо поясняет Иван Ургант.
Его подхватывает Сергей Светлаков:
- Конечно, исторические интерьеры, старинные предметы и актеры в костюмах погружают нас в ту эпоху… Бывало, заснешь ненадолго на съемках а, проснувшись, первые десять секунд ощущаешь себя еще немножко там.
- А чтобы пропитаться чувствами той эпохи, Тимур предлагал нам пожить вместе с Владимиром Зельдиным, – перебивает коллегу Иван. – Но, к сожалению, его график очень плотный – после спектаклей тренажерный зал, и нам пришлось отказаться от этой идеи…
- А если серьезно, – говорит Сергей, – я испытал большое удовлетворение от съемок. Каждый раз, возвращаясь домой после киносмены, чувствовал, что прожил чью-то жизнь, в которую мне хотелось бы заглянуть. Мы рады, что сюжет повернулся таким образом. Это не истории, которые уже происходили с нашими персонажами и могли бы произойти еще раз, а совершенно другой фильм, другой пласт, другое время.
Перенестись в другое время актерам помогала художник по костюмам Наталья Дзюбенко.
- Мы стремились к максимальной достоверности костюмов, использовали подлинные фактуры, повторяли крой того времени, – поясняет она. – К тому же, необходимо было передать рождественское настроение. И это при том, что наши герои, по сути, находятся в летней среде – такая теплая выдалась зима…
Помимо Ивана Урганта, Сергея Светлакова, Евгении Брик, Елены Плаксиной и Ирины Архиповой, в новелле задействованы блестящие актеры старшего поколения, сыгравшие членов большого семейства – Эммануил Виторган, Альберт Филозов и Александра Назарова. Они дополнили уникальный актерский ансамбль проекта.
А главным украшением новеллы «Царские елки» стал Константин Хабенский. Он же – закадровый голос всех частей «Елок». В новой части фильма актер впервые появился в кадре. Его персонаж – офицер царской армии.
Пионеров российского фигурного катания, которые претендуют на золото одного из первых международных чемпионатов, проходивших в России, в новелле «Фигуристы» сыграли Артур Смольянинов и Екатерина Шпица. Герой Смольянинова – сотрудник царской полиции - разрывается между любовью к фигурному катанию, а точнее – к своей привлекательной партнерше, и государственной службой.
Чтобы сыграть фигуриста, актеру пришлось пройти цикл тренировок, ведь до этого он катался только в детстве, да и то – в хоккейной коробке. Поставить Артура на фигурные коньки взялся знаменитый тренер Илья Авербух, который уже работал с партнершей Смольянинова – Екатериной Шпицей – в шоу «Ледниковый период». Подготовленной актрисе понадобилось лишь несколько совместных тренировок, чтобы отрепетировать номер, который Авербух поставил специально для съемок.
А за постановку всей новеллы отвечал режиссер Александр Котт, победитель фестиваля «Кинотавр 2014»:
- Мне предложили несколько вариантов, и я сразу выбрал историю фигуристов – всегда интересно исследовать неизведанные территории, – признается режиссер. – Я же никогда не снимал спортивные соревнования, скольжение по люду, и мы с коллегами с азартом придумывали способы, как эффектно показать эту историю, которая одновременно про спорт и про любовь.
Новелла «Медведь», в основу которой лег рассказ Николая Лескова «Зверь», повествует о дружбе деревенского парня Сеньки (Антон Богданов) и дворового медведя, которых пытается разлучить сумасбродный барин (Ян Цапник). Он устраивает охоту на всеобщего любимца, чтобы выслужиться перед графом (Виктор Вержбицкий), но недооценивает смышленость животного.
Для режиссера Юрия Быкова, автора фестивального хита «Майор» и остросоциальных фильмов, участие в «Елках» стало своеобразным экспериментом и возможностью сменить амплуа:
- Как артист по первому образованию и человек ироничный я с большим уважением отношусь к комедии. «Елки» стали отличной возможностью попробовать свои силы в другом жанре, тем более, что изначально речь шла не о целом фильме, а об отдельной новелле. Сюда я старался не привносить того, что делаю в своем кино, ведь это совершенно разные форматы. Но с оператором Юрием Коробейниковым мы по-своему подошли к визуальной стороне новеллы, добавив множество красивых пейзажей. Впрочем, ключевым для меня является не это, а работа с актерами, и могу сказать, что в «Елках» мне сильно с ними повезло.
Центральная роль в новелле досталась медведю Степану, который по числу и известности своих киноработ нисколько не уступает именитым партнерам. Это он боролся с Владимиром Машковым в картине Алексея Учителя «Край», медвежонком снимался у Никиты Михалкова в «Сибирском цирюльнике», а позже – в «Орде» Андрея Прошкина. Так что съемки стали испытанием не столько для Степана, сколько для Юрия Быкова, который до сих пор не работал в кадре с четвероногими.
Да и актеру Антону Богданову, который больше других взаимодействовал с животным, весом в 300 килограмм, спокойно было далеко не всегда.
- Наша первая встреча с медведем прошла без приключений, он даже лизнул меня в знак приветствия, – рассказывает Антон. – Но во время съемок Степан напомнил о том, что он все-таки хищник. По сюжету новеллы, герои делают коллективный снимок с медведем. Вспышка нужна была такая, как раньше, с искрами, поэтому прибегли к помощи пиротехников, а у тех что-то пошло не так и все сработало раньше времени. Степан всполошился, встал на задние лапы и не на шутку нас всех испугал. Но был у меня и более экстремальный опыт, когда нам пришлось с ним бороться. Это по сценарию все происходит в шутку, а на деле мне на плечи наваливалась огромная махина, которая едва не переломила мою спину.
В неожиданных исторических образах предстают и другие постоянные участники «Елок» – Александр Головин, Александр Домогаров-мл., Анна Хилькевич, Галина Стаханова. Как и в «Елках 3», за постановку их истории – новеллы «Добровольцы» – взялся режиссер Дмитрий Киселев.
Ее действие разворачивается в Перми. Мечтая о лаврах героев, друзья-студенты (Александр Домогаров-мл. и Александр Головин) записываются в добровольцы. Но перед отъездом на фронт ребята решают навестить свою знакомую Катю (Анна Хилькевич), которая зовет друзей к себе в Екатеринбург на праздники. Просит только захватить с собой ее родную бабу Маню (Галина Стаханова). Студенты еще не знают, каким экзаменом обернется для них эта поездка…
- Несмотря на другие исторические условия, мой персонаж остался таким же разгильдяем, каким был во всех предыдущих «Елках», - улыбается Александр Головин. – Да, он изменился внешне: появились накладные усы, стала более короткой стрижка, ну и, само собой, исторический костюм. Изменения коснулись не только костюма, но и речи наших с Сашей героев. Хотя они стали заметно культурнее, по-прежнему постоянно спорят и обзывают друг друга, только теперь другими словами, например, таким забавными как «дуботолк». Так что конфликт, который был между лыжником и сноубордистом остался, просто он перестал быть спортивным.
- Мне очень понравилась идея сделать четвертую часть «Елок» исторической – говорит Александр Домогаров-младший. – У меня был похожий опыт на съемках «Тайн дворцовых переворотов» Светланы Дружининой. При таком необычном времени действия «Елки 1914» остаются комедией, хотя юмор в этой части и отличается от предыдущих – мы стараемся сделать его тоньше и изящнее, а нашим героям добавить интеллигентности. Хотя они уже не такие безумные, как раньше, это не лишает их привычного задора и озорства. В общем, нашего дуракаваляния никто не отменял.
А по сюжету новеллы «Шаляпин», накануне праздника Настя и ее маленький брат Гриша как никто другой нуждаются в рождественском чуде. Их мать в лихорадке прикована к кровати и не может заниматься швейным делом, обрекая детей на поиск пропитания. Но все их мысли – как добыть деньги на лекарство, пока маме не стало хуже. Люди добрые не спешат помочь, но случай сталкивает детей с колоритным барином. Им невдомек, что перед ними великий Шаляпин…
Одну из главных ролей в новелле сыграла актриса Мария Порошина, которая вернулась в «Елки» спустя четыре года.
- Со времени съемок в первых «Елках» я успела соскучиться по этому кинопроекту. А тут еще и необычный формат – исторический, так что я сразу согласилась, – говорит актриса. – Роль у меня небольшая, но моя героиня проходит путь к счастью через абсолютное отчаяние. Погрузиться в это состояние было несложно: съемки проходили в холодные дни марта не в помещении, а в исторической декорации, выстроенной на натурной площадке «Мосфильма». Чтобы соблюсти пожарную безопасность, отапливали ее чисто символически, так что у меня зуб на зуб не попадал от холода. И конечно, мне как матери были абсолютно понятны чувства моей героини, которая даже в очень тяжелом состоянии постоянно думает о благополучии своих детей. У меня были замечательные маленькие партнеры – Даниил Изотов и Соня Хилькова, которая в свои 13 лет успела сыграть двадцать киноролей. Любопытно, что Соня уже была моей дочкой – в сериале «Всегда говори всегда», где нас, как и в «Елках 1914», снимал режиссер Александр Карпиловский.
По материалам кинокомпании BAZELEVS подготовила Наталья Колобова
Фотоиллюстрации предоставлены кинокомпанией BAZELEVS