Галактика ждет нас. Галактика оперной музыки
20 апреля в Концертном зале «Эстония», а 22 апреля в Концертном доме Йыхви любителей музыкальной классики и ценителей настоящей школы оперного мастерства ждет… полет в Галактику. «Галактика музыки» - так названо выступление звезд мировой оперы из Берлина Анны Бугримовой-Шафажинской и Арутюна Кочиниана в сопровождении пианистки Иванны Нельсон и скрипачки Анастасии Козловой. Музыканты молоды, но у каждого из них уже богатый послужной список, так что они входят в плеяду лучших исполнителей и вполне оправдывают второй перевод названия программы «Galaxy of music» - «Музыкальная плеяда».
Анна Бугримова-Шафажинская считается одним из ведущих драматических сопрано планеты, и лондонская «Таймс» даже титуловала ее как «платиновое сопрано». Многие мировые критики сравнивают ее и с легендарной Марией Каллас. Она побеждала более чем в десятке престижных международных конкурсов вокала, а взлет Анны начался с успеха на конкурсе под патронажем Лучано Паваротти и с последующего выступления вместе с Маэстро на сцене Филадельфийской оперы в «Тоске» Пуччини.
Арутюн Кочиниан – питомец Московской консерватории, также востребованный сегодня многими оперными театрами мира. В творческой «копилке» Арутюна – тоже множество конкурсных наград и плодотворная совместная работа с другой мировой знаменитостью Пласидо Доминго (Доминго, кстати, помогал творческому становлению и Анны). И публику, и критику пленяет бархатный бас армянского певца.
Великие, рядом с которыми нашим гостям посчастливилось работать, по их словам, тем более велики, что сочетали и сочетают талант с простотой и искренней готовностью делиться им с другими. Чем больше Артист, тем более щедр и непосредственен он в общении, и таких людей в мире музыки не столь уж много.
- Доминго – феноменальный музыкант и человек, и встреча с ним – просто подарок судьбы. Не каждый поделится с тобой возможностью творить музыку, а Пласидо практически за руку ввел меня в этот свой мир, - рассказывает Арутюн.
Доминго заметил Кочиниана еще в конце 90-х на оперном конкурсе в Токио, и с тех пор не выпускал из виду. В частности, вместе со знаменитым испанцем Арутюн записал в Италии диск с малоизвестной оперой Леонкавалло «Медичи».
Анна с теплой улыбкой вспоминает, как работала с Паваротти. Репетиции шли с другим партнером, хотя уже было известно, что в спектакле на сцене будет Лучано и ко всему отрепетированному заранее прибавится изрядная доля его импровизации.
- Во время первой спевки с ним у меня от волнения запершило в горле. Паваротти остановил оркестр и сказал: «Принесите Анне мои волшебные конфеты» - так он называл свое средство для смягчения горла. Ну а на самом спектакле действительно была совершеннейшая импровизация. «Не волнуйся, я тебе на сцене покажу, как и что делать», - сказал мне Лучано, и по ходу действия строил совершенно новые мизансцены. В том числе, когда он исполнял арию со словами о «сладких руках» и приблизил к своему лицу мои руки, то нечаянно в них оказалась еще одна «волшебная конфета», которая во время спектакля была у него за щекой… Тоска была моей первой оперной партией в карьере, но в тот вечер я пела ее как будто последний раз в жизни, - вспоминает Анна.
В ее биографии была еще одна знаменитость, причем уже непосредственная родственница. Анна недаром носит двойную фамилию – она внучка великой дрессировщицы Ирины Бугримовой. Общение с ней тоже дало свои уроки. Например, в очень нежном возрасте за кулисами цирка, пока взрослые общались в стороне, Анечка решила поближе познакомиться со львом и просунула голову к нему в клетку… Лев был этим несколько ошарашен. А пока он обдумывал случившееся, бабушка аккуратно, без резких движений, вытащила девочку.
…Оперное искусство начала XXI века – какое оно? По словам Анны Шафажинской, Арутюна Кочиниана и Иванны Нельсон, если до конца 80-х годов советский зритель привык только к классическому стилю оперы, к этакому «концерту в костюмах» или череде «поющих фигур», то после разрушения железного занавеса нам открылись и другие подходы, другие трактовки. В частности, опера как живой спектакль, как режиссерский театр, как плод самых разных изысканий и экспериментов постановщика. Это прекрасно, но и здесь стали проявляться свои крайности, среди которых и режиссерский диктат, порой ломающий саму суть жанра, и стремление к оригинальности ради оригинальности или скандала, сетуют собеседники. В результате кое-где в театрах старушки Европы появляются, например, «Борис Годунов», действие которого разворачивается… на помойке, или «Бал-маскарад», герои которого сидят… на унитазах. Многие зрители с таких «экспериментов» просто уходят. Впрочем, к нашей истории это отношения не имеет.
С Эстонией уже наладились определенные связи у Анны Бугримовой-Шафажинской. Часто работая в Хельсинки, Анна находит время заглянуть и в Таллинн, и в Пюхтицкий монастырь. А вот для Арутюна Кочиниана нынче - первый приезд сюда. Концерты 20 и 22 апреля обещают быть интересными по нескольким причинам. Первая – это то, что обычно подобные оперные голоса не соединяются, то есть можно стать зрителем весьма необычного действа. А второе – это то, что за пару часов артисты проведут аудиторию через самые разные стили музыки: от, как они говорят, «тяжелой артиллерии оперного искусства» (Верди, Пуччини, Чайковский и др.) до романсов, оперетты и мюзикла.
Галактика – она ведь тем и интересна, что звезд в ней много, и они в чем-то похожи, а в чем-то различаются.
В ограниченный срок с 7 по 15 апреля в кассах Piletilevi можно купить билеты с 50% скидкой!
Инфопресс №15 (2015 г.)