Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Эльдар Рязанов: «Надо благодарно принимать...»

Эльдар Рязанов: «Надо благодарно принимать...»

В Москве простились с Эльдаром Рязановым. Гражданская панихида состоялась в Центральном Доме литераторов. Проводить в последний путь мастера — выдающегося и безусловно талантливого кинорежиссера, народного артиста СССР, лауреата государственных премий, а еще сценариста, поэта, драматурга, педагога, профессора — пришло множество и множество поклонников его киноработ, простых зрителей, которые росли на фильмах Рязанова, которые пересматривали их снова и снова, которые благодаря этим лентам познавали жизнь, взрослели, влюблялись и учились любить: себя, окружающих, родину, жизнь... Людская река от входа в Дом литераторов на Большой Никитской улице растянулась до Садового кольца — так много желающих было попрощаться с человеком, который через телеэкран подарил всем нам невероятно много светлых и радостных мгновений, с фильмами которого мы неизменно встречали Новый год. Пришли проводить в последний путь Эльдара Александровича и его друзья и коллеги, среди которых были режиссеры Карен Шахназаров, Владимир Соловьев, Андрей Смирнов, Юлий Гусман, сценарист Аркадий Инин. Поклонились Рязанову и актеры, сыгравшие в его фильмах, — Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Андрей Мягков, Лия Ахеджакова, Валентина Талызина, Лариса Гузеева, Сергей Безруков и многие другие.

Звучали знакомые мелодии из любимых нами рязановских фильмов: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Берегись автомобиля». На экранах демонстрировалась видеохроника — вот Эльдар Александрович дает интервью вместе с Людмилой Гурченко, вот он с Алисой Фрейндлих, вот общается с Булатом Окуджавой, а вот о чем-то беседует с Борисом Ельциным. С первым президентом России Рязанов дружил, от семьи Ельциных в фойе Дома литераторов был установлен огромный венок из алых роз, а на церемонию прощания пришла вдова Бориса Николаевича — Наина Иосифовна Ельцина. 
В речах многих выступающих звучала одна общая мысль: Рязанов был родным и близким человеком миллионам людей, и все они его любили, очень ему доверяли. 

- Он очень любил всех людей, актеров, каждый свой персонаж. Он их так любил, что нам, зрителям, даже отрицательные его герои казались безумно обаятельными, и в каждом из них была видна любовь самого Рязанова к жизни — той жизни, которую он любил и дарил в своем творчестве миллионам и миллионам, — справедливо заметил Евгений Герасимов, актер, кинорежиссер, председатель комиссии Мосгордумы по вопросам культуры.
- Мы с Эльдаром Александровичем дружили немножко, у него есть люди гораздо более близкие, чем я. Но я воспринял его уход из жизни, как личную трагедию,— сказал нам режиссер Владимир Хотиненко. — Уверен, также это восприняли и многие люди. Проститься с Рязановым идут семьями. Почему? Он жил честно и то, что он создал, останется с людьми еще надолго, это и дальше будет их укреплять и давать понять, ради чего нужно жить. 
- Многое уже было сказано о великом таланте Рязанова, о его гражданском мужестве, о фильмах, большинство из которых еще долго-долго будут сиять на экранах. Все это верно! А я просто любил Элика, Эльдара Александровича, — говорит Олег Басилашвили. — Он — человек, которому я обязан очень и очень многим, так же как и большинство актеров, снимавшихся в его фильмах. Пять фильмов сработано с ним вместе, и в каждом Рязанов открывал для меня не страну, не людей, а самого меня. И благодаря общению с ним я стал понимать, во имя чего актер стоит часами на грязном полу, дожидаясь съемки, с какой целью он выходит на сцену, появляется на экране и что хочет сказать зрителю. И хотя бесед на эту тему у нас никогда с ним не было, но всей своей жизнью, всем своим поведением Эльдар доказывал: если ты равнодушен, если ты не гражданин, если ты не пронизан каким-то особым чувством любви к своей стране, к своей родине, к своим людям, ты не актер... Для меня уход его из нашей жизни — большой удар. Ну что ж, такова жизнь, надо смириться с этим. Но я никогда не забуду этих счастливых часов, месяцев, лет, которые я провел рядом с Эльдаром. К несчастью, я не успел за несколько дней до его кончины повидаться с ним, мне от этого очень тяжело. Но я благодарю тебя, Элик, за все, что ты для меня сделал, за счастливые мгновения — и не только в зрительном зале во время успеха, но и за счастливые мгновения той жизни, которую ты наполнял своей мудростью, своей радостью... Спасибо тебе, Эльдар! Наверное, наедине я сказал бы тебе что-то более умное, но сейчас могу пожелать тебе только одного: Царствия Небесного, да будет земля пухом.
Пришла попрощаться с Эльдаром Рязановым и Алла Пугачева. Конечно, многие помнят, что именно она в своем исполнении подарила публике прекрасные песни, которые звучат в «Иронии судьбы» . Проходя мимо гроба, Алла Борисовна не смогла сдержать слез, ее поддерживал супруг — артист Максим Галкин. А выйдя из зала, она призналась журналистам:
- Когда Эльдара Александровича госпитализировали, я надеялась, что он выкрутится, я ведь и сама сердечница, но вот не спасли его...
Со слезами говорила и Татьяна Догилева:
- Духом Рязанова были пропитаны все социальные слои, его все-все любили... Лет в шесть или в семь я посмотрела его «Гусарскую балладу» и поняла, что есть такое понятие «родина» и ее надо любить и можно отдать за нее жизнь и я долго хотела это сделать. Потом посмотрела «Берегись автомобиля» и поняла, что такое справедливость и что надо бороться за справедливость всеми своими силами... Он был не только кинорежиссером, он был властителем дум, воспитателем. И значение Рязанова для всех нас — для всех категорий народонаселения — нельзя переоценить. В месте с ним от нас ушло светлое, прекрасное, талантливое, но слава Богу, что с нами останутся его фильмы.
Александр Ширвиндт с сожалением констатировал:
- Пошла какая-то бесконечная череда потерь, удары жуткие. Но говорить об Элике можно только светло, улыбчиво... Когда срок сосуществования приближается к 60-ти годам, это — довольно серьезное испытание для взаимоотношений. И я счастлив, что он когда-то «приютил» меня у себя, я счастлив и горд тем, что большие наши годы и длинные не были никогда омрачены ни предательством, ни обидами. Однако подражать ему было глупо, но смотреть на него, прислушиваться к нему, учиться у него было нужно. Нельзя вспоминать его без радости, а с другой стороны - горько от того, что такого гениального таланта у нас больше не будет. 
- Считается, что кино, по сравнению с театром, — искусство хоть и не вечное, но дольше остающееся во времени. А жизнь показывает, что фильмы живут очень недолго, уже 20 лет — большой срок для фильма. Однако опыт Рязанова — действительно удивительной личности «штучной работы», который почти 60 лет назад создал «Карнавальную ночь», а 40 лет назад — «Иронию судьбы» (и эти картины мы смотрим все эти годы) дает надежду на то, что после нас, режиссеров, еще достаточно долгое время будут оставаться наши фильмы, - сказал Владимир Меньшов.
Лия Ахеджакова выразила величайшему мастеру кино бесконечную благодарность: 
- За то, что я имела честь и счастье пять раз сниматься у Эльдара Александровича. Я поняла, что работа с Рязановым — это способ высокой дружбы, это высокое доверие потрясающего человека, что ты это сможешь сыграть. А еще от Рязанова я получила какую-то храбрость — говорить, а не молчать... Я столько проехала по миру и везде, в больших и маленьких городах, люди встречали меня, как человека, который представляет Эльдара Рязанова, все мне улыбались и говорили: «Передайте Эльдару Александровичу, как сильно мы его любим!».
- В моей жизни случилось большое чудо, — рассказывает Алена Бабенко, — встреча с вами, Эльдар Александрович, чего я никогда и предположить не могла. Я никогда не забуду, как в огромной комнате на «Мосфильме», полной света, я сидела и ждала вас. Вдруг открылась дверь, вошел огромный человек, похожий на большого белого медведя, с улыбкой во все лицо и сказал мне: «Здорово, Бабенко!» И с этого мгновения я поняла, что ни расстояния, ни возраста между нами нет, и с этой секунды мы подружились навсегда! Тогда вы пригласили меня сыграть роль Генриетты Вульф в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» — женщины, которая была для Андресена ангелом во всех смыслах этого слова. А потом я играла в «Карнавальной ночи-2». Помню, как мы с вами работали — по 14-16 часов в сутки, и я видела, как вам было трудно, а когда вы выходили из комнаты, в которой отдыхали, вам было тяжело идти... Но как только звучала команда «Камера! Мотор! Начали!», вы становились совершенно другим человеком — пареньком лет 16-ти, у которого распахивались глаза и он как сумасшедший что-то говорил, кричал, работал, творил...

В Доме литераторов всех приходящих проститься с Эльдаром Рязановым встречал огромный портрет киномастера со строками из его же собственных стихов:

Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать...

Наталья Колобова, Москва-Таллинн
Фото автора


Возврат к списку