Анатолий Кашепаров: «Песняры» были образом жизни
...И вновь аудитория в Эстонии получает возможность «окунуться» в тот тёплый, полный животворящей энергии источник нашей культуры, который сформировал старшее и среднее поколения и интерес к которому, несмотря на всё влияние попсы, есть и у поколения юного. Песни минувших лет… В числе ярчайших исполнителей этой, уже без сомнения, классики был и белорусский ансамбль «Песняры». Солист его «золотого» состава заслуженный артист Беларуси Анатолий КАШЕПАРОВ в преддверии своих концертов в Таллинне (18 марта) и Нарве (19 марта) дал интервью, в котором рассказал об истории одной из самых известных композиций ансамбля, о роли «Песняров» в культуре и о том, как сам он, пройдя житейские испытания, вернулся на круги своя.
- Анатолий Ефимович, наверняка это будет банальным, но начать хочется с широко известной в вашем исполнении «Вологды»: «Письма, письма лично на почту ношу, словно я роман с продолженьем пишу...». Очевидно, многих удивит, что эта песня, оказывается, была написана ещё в 30-е годы. Какие ещё интересные или малоизвестные факты, связанные с её историей и концертной «биографией» вы могли бы привести?
- Эту песню исполнял Бунчиков. Был такой дуэт в 30-е годы - Бунчиков и Нечаев. Конечно, мелодию мы с Володей (Мулявиным, основателем «Песняров». - прим. авт.) немножко поменяли. Старый вариант был несколько надуманным, может быть, поэтому в те годы он и «не пошёл». Ну а с новой версией всё получилось случайно. Поэт Матусовский готовил свой творческий вечер, и на свою поэзию он дал нам пять песен - «Девушка из Бреста», «Московские окна», «Вологда»... И вот эту песню мы делали 15 минут, не предполагая такого успеха. Мы ведь руководствовались тогда задачей - не исполнять то, что потом «пошло» бы в рестораны, а воспитывать публику, вести её, как говорится, быть в авангарде.
Мы спели «Вологду» в Колонном зале (Дом Союзов в Москве, одна из ведущих советских концертных площадок. - прим. авт.) и уже ушли переодеваться, когда прибежала ведущая концерта Светлана Моргунова: «Вам там так хлопают!». И мы прямо в джинсах выскочили на сцену и спели по второму разу. С тех пор так и пошло, что во время концертов приходилось исполнять некоторые песни на бис. Например, «Я не могу иначе». Её также Валечка Толкунова пела.
- Что-то ещё интересное во время исполнения «Вологды» в 70-80-е бывало?
- Естественно, что мы баловались, и не только над «Вологдой». Я и по-вологодски окал, и всякие другие шутки были. Веселили себя потому, что иногда бывало по четыре концерта в день, в том числе мы собирали дворцы и стадионы.
- В 30-е годы эта песня исполнялась в одном варианте, мы помним вариант 70-х, а может быть какой-то третий вариант сегодня?
- В ноябре у меня прошёл юбилей, и детская студия из Молодечно эту песню сделала в роковой обработке. Потрясающе получилось, я им подпел. Прекрасно концерт прошёл, а эта песня была, можно сказать, центральной.
- А для вас она действительно самая любимая в творчестве или вы бы выделили какую-то другую?
- Песен было много. Просто иногда не знаешь, какая станет знаковой, что понравится народу, ведь часто в простоте - гениальность. Но я любил сложные композиции. Например, «Песня о доле» лично для меня была огромной работой, и для Владимира Георгиевича Мулявина тоже. Это полуторачасовая фолк-рок-опера на стихи Янки Купалы. Мы её работали два года, она была тоже очень популярна. И таких программ у нас было много: и «Гусляр», и «Ванька-встанька»…
- То есть фолк-рок вас не миновал?
- Сто процентов! А нас так и именовали с самого начала.
- Известно, что многие популярнейшие в 70-80-е годы группы в нынешнее время существуют как бы в нескольких экземплярах. Что вы об этом думаете?
- Недаром сейчас существуют даже передачи типа «Точь-в-точь». Многие не понимают, что скопировать-то всё можно, а вот создать то, что создали Мулявин и «Песняры»… Это же было образом жизни, явлением. Талантливые люди собрались в 70-х годах и сотворили то, что пережило десятилетия. С «Песнярами» сейчас ситуация, по-моему, напоминает «Ласковый май» - когда одновременно по разным площадкам выступало восемь или десять «Маев». С одной стороны, хорошо, что это популярно, но с другой, пишут - я, там, «золотой», «серебряный» или «деревянный», - а этим человеком возле «Песняров» никогда и не пахло, понимаете. Это мне не нравится, и я бы хотел с этим начать, как говорится, борьбу. И не только я.
- «Песняры», «Верасы», «Сябры»… Творчество белорусских ансамблей стало яркой страницей в истории нашей культуры. Как вы объясняете этот феномен? И в чём видите различия между упомянутыми знаменитыми коллективами?
- Я считаю, что лидерами в ту пору всё равно были «Песняры». «Верасы» - изначально это был женский коллектив, который занимал даже какие-то места, но такие огромные площадки они не собирали. «Сябры» были созданы позже. И создал их опять-таки наш гитарист Валентин Бадьяров, который начал с песни «Алеся».
Как это ни пафосно звучит, я уверен, что всё равно близко с «Песнярами» в ту пору никто не стоял. Ведь кого чаще всего вспоминают, говоря о Белоруссии? «Песняров» «золотого» состава. БелАЗы, МАЗы. И нашего президента.
- Белоруссия тоже даёт почву для музыкальности.
- В общем-то, да. Но даже и в музыке иногда творчество подменяется деньгами, коррупцией. Один популярен. Другой вроде бы действительно талантлив, а не может пробиться, хотя у него в творчестве на первом месте стоят поэзия и гармония. Правда, народ уже начинает понимать, что есть что.
- Согласитесь, что благодаря вашему и другим, пусть и более молодым, ансамблям белорусское начало в поп-музыке стало очень популярным. Самый яркий пример - песня «Косил Ясь конюшину», попавшая аж в «Ну, погоди!»…
- Ха-ха-ха… Мы, кстати, ещё несколько мультфильмов озвучивали. В том числе и «Бременских музыкантов», но там у нас получился очень серьёзный роковый подход, а авторы хотели юмора. В результате фильм озвучили Анофриев и Магомаев. А мы сделали классную запись, жаль, в ту пору у нас не было человека, который бы это сохранил.
- А в сегодняшней Белоруссии есть у вас последователи, которые тоже могли бы продвигать белорусскую популярную музыку за пределы Беларуси? Да, все мы знаем «Славянский Базар», а что ещё?
- Конечно же, музыкантов талантливых очень много, как и в любой республике. Но, чтобы попасть на тот же «Славянский Базар», много чего нужно. Не обойтись и без денег. С другой стороны, сегодня есть компьютер, интерфейс, можно писать и исполнять даже не совсем профессиональные вещи… Или случается такое, что музыкант хороший, а поэзия не удалась. Или талантливый музыкант одинаково пишет и для народной певицы, и для рокового исполнителя. Вот в чём ошибка - один и тот же почерк. У нас были свои композиторы.
- Анатолий Ефимович, в 90-е годы вы уехали в Штаты. С одной стороны, в своих интервью вы признавались, что если бы не развалился Советский Союз, то вы бы и не уезжали, с другой - в некоторых интернет-комментариях можно встретить критическое мнение о том, что «лицо» одного из ведущих советских ансамблей покинул родину. Как вы сами теперь оцениваете этот свой шаг и его результаты? Сегодня повторили бы его?
- Жизнь повторить нельзя. Но я не жалею о прожитом. Потому что тогда Союз был развален, и это для меня было главным. У нас были налаженные связи, а наступила сплошная безработица, криминал, безвременье, и только из-за этого мне пришлось спасать своих детей и уезжать. Америка, спасибо ей, принимает, в общем-то, всех. Кто-то не находит себя там, кто-то находит.
- Вы нашли?
- Я радуюсь тому, что вырастил троих детей. Мы попробовали там заниматься и бизнесом - было две пиццерии. Сейчас дети устроены, получили то, что хотели. Они уже выучились и работают. А творчество я всё равно не забываю.
- Бизнесом-то занимаетесь по-прежнему?
- Там сейчас - нет, потому что я сейчас больше времени провожу в Москве и Минске. Выступаем в России, Польше, Литве, Латвии, Германии… Слава Богу, работа есть, это радует. Даёт надежду, что мы ещё немножко «постриптизим».
- «Мы» в данном случае - это кто? С кем вы работаете и что поёте?
- Последнее время я взял практически всё на себя. Иногда мы привлекаем и старые кадры. Тут опять-таки всё «танцует» от гонораров. Но здорово, иногда концерты проходят просто на ура!
Работаем не только старые песняровские композиции, есть и современные, новые песни. В ту пору, когда мы были с Владимиром Георгиевичем Мулявиным, мы всегда готовили к новой программе, допустим, песен пятьдесят, а в программе их оставалось двадцать. Многое выбрасывалось - или по аплодисментам не прошло, или по другим причинам… Но песни-то эти были нормальными, для нормального думающего зрителя, потому что Владимир Георгиевич всегда следил за качеством поэзии. Не так, как сейчас: «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже…».
Меня радует, что людям опять нужны красивые мелодии и гармония. Песни «Песняров» и были такими. Они учили добру, ласке. Слава Богу, что всё возвращается на круги своя.
- Что будет в программе ваших мартовских концертов в Эстонии? «Вологда-гда» - это понятно…
- …и много чего из классических произведений, даже такое, что вы и не слышали. Но это нравится зрителям. Это главное. А остальные детали - в принципе, секрет.
- Но то новое, что мы услышим, тоже будет в стиле «Песняров»?
- Однозначно! Только так!
Инфопресс №10 (2016 г.)