«Современник»: 60+ многая лета
От кружащихся в танце пар невозможно было отвести взгляд, букеты сирени дурманили ароматом, а разноцветные фонарики и черешневые деревца радовали глаз. Под сенью городского парка с качелями, театральными тумбами и мороженщицами прогуливались девушки в пышных юбках и ярких блузках, а молодые люди щеголяли в брюках-дудочках и галстуках «селедках»... Можно было познакомиться с тематическими выставками, рассмотреть фотопортреты знаменитых и любимых актеров. А чтобы пища для ума усваивалась лучше, подкрепиться вкуснейшей вареной кукурузой, беляшами с пылу-с жару, отведать настоящего кваса из бочки, полакомиться сахарной ватой или настоящим эскимо... На целый вечер московская Триумфальная площадь перенеслась в середину 50-х-начало 60-х годов прошлого века, кстати, в то время она называлась площадью Маяковского, а недавно была полностью отреставрирована и модернизирована властями российской столицы... Красивый и грандиозный праздник в центре Москвы на свежем воздухе — прямо у подножия знаменитого памятника Владимиру Маяковскому, по случаю не менее красивого и грандиозного события — юбилея московского театра «Современник» — подарил актерам и поклонникам театра открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» и его организатор и идейный вдохновитель Михаил Куснирович. Этот фестиваль в столице России проходит уже с 2001 года и стал неотъемлемой частью ее культурной жизни.
Итак, «Современнику» — 60 лет... Всего 60!
Как заметила гостья праздника Эвелина Хромченко — журналист и писательница, одна из ведущих ток-шоу «Модный приговор» на Первом канале, 60 лет для театра — это только начало, человек-то в 60 еще молод, у него все только начинается, ведь 60 — это новые 40... А секрет молодости «Современника», как считает Эвелина, — в качестве его спектаклей и профессионализме труппы.
О том, какие спектакли в разные годы дарил публике «Современник», напоминали вывески с названиями постановок, ставшими визитной карточкой этого театра: «Пять вечеров» (1959 год), «Обыкновенная история» (1970), «Эшелон» (1988), «Три товарища» (1999), «Вишневый сад» (2006), «Двое на качелях» — этот спектакль, который Галина Волчек впервые поставила в 1962 году (он стал ее первой режиссерской работой), и сегодня идет на сцене «Современника».
А начался театр со спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова, который 15 апреля 1956 года показала группа выпускников Школы-студии МХАТ. Зрители были настолько потрясены увиденным, что не хотели уходить, и всю ночь, пока не открылось метро, говорили с актерами… Через год снятый по этой пьесе фильм «Летят журавли» получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, трагическая история любви Бориса и Вероники стала одной из лучших постановок театра «Современник», а дата 15 апреля — днем его рождения.
«Современник» был основан группой молодых актеров в годы оттепели, разоблачения культа личности Сталина, он стал первым в СССР театром, который задумывался как свободное творческое объединение единомышленников, сумевших отстоять себя как целостный коллектив.
Основателями театра стали Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачев, к ним присоединились и другие выпускники Школы-студии МХАТ.
В 1958 году официально было объявлено о создании Театра-студии «Современник», а главным режиссером назначен Олег Ефремов.
Ну а место для празднования 60-летия «Современника» было выбрано не случайно. Именно здесь — на бывшей площади Маяковского, в доме №1 — через пять лет после своего рождения молодая труппа обрела первый настоящий дом. До этого актеры только что созданного театра вынуждены были пять лет скитаться по случайным площадкам. «Современник» собирал переполненные залы, оставаясь по сути бездомным...
В начале и середине 60-х московский адрес на пересечении Садового кольца и улицы Горького (нынешней Тверской) был особенным. Рядом с «Современником», очередь за билетами в который выстраивалась с ночи, под памятником Владимиру Маяковскому, собирались молодые поэты и те, кто страстно мечтал услышать новые стихи Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко. Тут же находилась и редакция журнала «Юность», где печаталась новая проза – тексты с иной интонацией, иным звучанием: свежим, правдивым. И авторы, в частности, Василий Аксенов, так и переходили «из одного угла площади в другой» – из редакции, где их публиковали, в театр, где их ставили.
Сразу после переезда «Современника» на Маяковку, артист соседнего театра — Театра Сатиры — и большой друг театра, который только начал свой путь, Александр Ширвиндт (кстати, с «Современником» они крепко дружат до сих пор) пошутил: «Дали сносное здание». Однако оно стало для молодой труппы настоящим домом – идеальным, лучшим и любимым. И все-таки сносным... В 1974 году здание было разрушено, тем не менее, популярность молодого театра была столь велика, что в сознании большинства москвичей «Современник» и площадь Маяковского слились воедино навсегда.
Время перемещений территориальных совпало в театре с перемещениями кадровыми. В 1970 году во МХАТ ушел Олег Ефремов и два года его ученики — Галина Волчек, Лилия Толмачева, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев – пытались руководить театром коллегиально, однако в 1972 году труппа приняла решение, что театр должна возглавить Галина Волчек – режиссер, поставивший к тому времени целый ряд выдающихся спектаклей.
В 1974 году «Современник» переехал на Чистые пруды в - реконструированное здание бывшего кинотеатра «Колизей». С тех пор этот адрес – Чистопрудный бульвар, дом №19 – родной дом театра. Именно с его обликом, со взметнувшими над бульваром белыми колоннами зрители уже долгие годы отождествляют театр «Современник», режиссерам, артистам и спектаклям которого уже шесть десятков лет аплодируют зрители и в Москве, и на гастролях — во многих странах мира.
Десять лет назад, в 2006 году, именно на Чистых прудах фестиваль «Черешневый Лес» устроил грандиозный праздник в честь 50-летия «Современника». Был посажен вишневый сад, а на импровизированной сцене прошло яркое выступление Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Все годы существования «Черешневого Леса» его связывает творческая и человеческая дружба с театром «Современник» и его художественным руководителем, народной артисткой СССР Галиной Волчек, которая является и одним из идейных вдохновителей и членом Попечительского совета фестиваля, а также лауреатом премии Олега Янковского «Творческое открытие». Кстати, в разные годы этой награды — в честь Янковского — был удостоен и ряд актеров «Современника»: Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Евгения Симонова, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Алена Бабенко, Сергей Юшкевич.
Отметить юбилей «Современника» на Триумфальной площади собралась его легендарная труппа. Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Алла Покровская, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова, Алена Бабенко, Артур Смольянинов, а также молодые актеры и вообще весь коллектив театра во главе с Галиной Волчек. А поздравить «Современник» с юбилеем пришли Олег Табаков с супругой — актрисой Мариной Зудиной, Евгений Евтушенко, Сергей Шакуров, Денис Евстигнеев, Михаил Ефремов, Константин Райкин, Игорь Скляр, Игорь Угольников, Михаил Ширвиндт, Владимир Винокур, Максим Аверин, Игорь Миркурбанов, Татьяна Тарасова, Денис Мацуев, Лариса Рубальская, Михаил Барщевский, Мария Порошина, Камиль Ларин, Елена Захарова, Алена Свиридова, гимнаст Алексей Немов с семьей и многие другие знаменитые люди.
На подмостках у памятника Маяковскому – символа оттепели — вновь, как и 60 лет назад, звучали мощные и яркие стихи. Читали Пастернака, Бродского, Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулину. А на сцене-ракушке – непременном атрибуте всех городских парков конца 50-х – состоялся музыкально-художественный вечер. Конечно же, выступали актеры «Современника» — исполнили стихи поэтов-шестидесятников и любимые песни прошлых лет: «Нежность», «Часовые любви», «Хорошие девчата», «Ландыши», «Надежды маленький оркестрик»... А еще публику развлекал Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана, желающие могли попробовать свои силы и на танцплощадке...
- Все это просто бесподобно! Огромная благодарность всем, кто придумал и организовал этот вечер, — сказала нам Галина Борисовна Волчек. — Друзья, спасибо что в этот день вы с нами! Это невероятно, что мы вернулись к началу, на ту площадь, где «Современник» делал свои первые шаги. Спасибо «Черешневому Лесу» за этот праздник, за то, что мы перенеслись в свою юность.
Открыл музыкально-поэтическую программу Евгений Евтушенко стихотворением «Волчиха», которое посвятил всей труппе «Современника», а также Олегу Ефремову, Евгению Евстигнееву, Олегу Табакову, Марине Нееловой и лично Галине Волчек. Это о ней Евтушенко написал: «Нет на свете театральных маршалов умнее и сильнее наших баб. Будь Волчихой, но не просто с Чистых, Волчихой — с незапятнанных прудов».
- Я благодарен, что тебе хватило мужества через все катаклизмы и потери надежд и иллюзий опять обрести надежду и поднять «Современник» на новую высоту! - добавил Евтушенко, обращаясь к героине своих строк.
А сын Галины Борисовны Денис Евстигнеев — кинорежиссер и продюсер — признался нам:
- Даты для меня не важны, но, тем не менее, 60 лет — дата хорошая. Я был на всех юбилеях «Современника» со своих десяти лет. А сегодня главное, что живы мои родные, все держатся. Это для меня — самое важное на сегодняшнем празднике.
- Театр, как утверждал Немирович-Данченко, живет 20 лет. Потому что 20 лет – это срок жизни одного поколения. Так, во всяком случае, считали мхатовские старики. «Современник» же трижды опроверг это, хотя задача была непростая: оставаться театром своего времени, — говорит Олег Табаков. — Желаю сегодняшнему юбиляру быть современным еще как минимум 20 лет.
- Если сравнить «Современник» с МХТ или Малым театром, то его нынешний возраст — 60 лет – вообще юность, — считает Владимир Винокур. — То, что этот юный театр так популярен – большая заслуга Гали Волчек и ее актеров. «Современник» знают в мире, он был на гастролях в Америке, Франции, Англии, и везде выступал с бешеным успехом. Сам я поклонник этого театра уже много десятилетий, ведь «Современник» — это прекрасные сценаристы, это Галя, которая независимо от того, что время идет, остается суперсовременной женщиной и режиссером, не ревнует и приглашает прекрасных режиссеров, которые с ней сотрудничают. А главное – это обойма актеров, огромное количество звезд, которые родились в этом театре.
Как раз большая часть творческой биографии актрисы Марины Нееловой пришлась на службу в театре «Современник». Вот какими впечатлениями поделилась с нами Марина Мстиславовна о празднике:
– Получился прекрасный вечер, прекрасные воспоминания! Это — наша юность, наша молодость, наша зрелость, все, что сопутствует нам всю жизнь... Мы всегда помним эту площадь, этот маленький театр, в котором начинали замечательные великие артисты, и мы счастливы, что сегодня отмечаем этот юбилей, хотя и не верим, что нам уже столько лет.
- Я не думала, что юбилей «Современника» получится таким замечательным, — улыбается Лия Ахеджакова, чье имя тоже неразрывно связано с этим театром. — Все прошло гениально, потому что мероприятие организовал Миша Куснирович, а у него ошибок не бывает!
- Праздник точно передал дух времени. Кроме того, здесь люди, которые дарят ощущение не зря прожитой жизни, — добавил Михаил Олегович Ефремов.
Пианист, народный артист России Денис Мацуев заметил:
- Преемственность поколений — уникальная заслуга Галины Борисовны. Она точно знает, кого из молодежи нужно звать, и они уникально вписываются в этот коллектив...
Актриса Ольга Дроздова — представитель среднего поколения «Современника», в труппу театра она была принята в 1989 году. В разговоре с нами Ольга вспомнила: самое страшное, что ей пришлось пережить за годы службы в «Современнике» — дебютный спектакль, в котором она играла — «Крутой маршрут» по пьесе Евгении Гинзбург в постановке Галины Волчек.
Актер и режиссер Игорь Миркурбанов хоть и никогда не служил в «Современнике», с восторгом признался нам, что еще будучи студентом, ходил на все постановки этого театра:
- Спектакли «Современника» меня всегда потрясали и потрясают до сих пор. Его труппа — великие артисты, которые хранят великие традиции русского психологического театра.
А вот как емко охарактеризовал деятельность театра-юбиляра Игорь Скляр:
- «Современник» — это всегда интересно! В нем — та самая настоящая жизнь, которую нельзя сымитировать, вот как оргазм — он или есть, или его нет... И все, что происходит в этом театре — подлинный творческий оргазм!..
Наталья Колобова, Москва-Таллинн
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Черешневый Лес»
| |
Галина Волчек, Сергей Гармаш и Михаил Куснирович | Сергей Шакуров с супругой Екатериной |
| |
Стихи читает Евгений Евтушенко |
Эвелина Хромченко с художником Дмитрием Семаковым
и Александром Рапопортом (в центре)
|
| |
Развлекал публику Московский джазовый оркестр
под управлением Игоря Бутмана
|
Красивый аккорд вечера - на сцене
актеры театра «Современник»
|
|
Праздник затянулся допоздна, но в темноте
площадь Маяковского стала только краше
|