«Отава Ё»: «Лучше сейчас, чем потом»
«Отава Ё»… Коллектив с этим хлёстким, эпатирующим и несколько загадочным названием знаком публике в Эстонии - например, по выступлениям на фестивале «Вильянди фолк» и в Кясму. 23 ноября группа, выступившая уже в трёх десятках стран мира, представит свой новый альбом в Таллинне. В преддверии этого события руководитель «Отавы Ё» Алексей БЕЛКИН в интервью организаторам гастролей отметил, что смысл нового альбома - ценности, которые объединяют людей самых разных национальностей.
- Наверное, вы часто сталкиваетесь с удивлением людей - «какое интересное у вашего коллектива название». Напомните, как оно родилось, что означает и как появилась сама группа «Отава Ё».
- Скорее встречаешь вопрос - а что это значит? И при чём здесь столица Канады? Периодически нам приходится объяснять, что столица Канады ни при чём. Отава (с одной «т») - трава, выросшая после покоса на том же месте через пару недель. Этот сельскохозяйственный термин до сих пор используется в Псковской области.
Мы начинали свою деятельность как группа, играющая на улице для случайных прохожих. Продолжалось это достаточно долго, до тех пор, пока мы не решили, что пора записать свой альбом, и тогда встала необходимость дать название группе. Перкуссионист Пётр Сергеев предложил это название. В словосочетании «Отава Ё» был заложен ряд символов: это и преемственность фолк-музыкантов (нас «косят», а мы всё равно пробиваемся, как отава), ну и буква «ё» тоже была важной - куда вдруг она подевалась, хотелось спросить бюрократов, которым было лень её писать в газетах и книгах. Именно по этой причине Пётр теперь по паспорту Петр.
- Несколько лет назад вы говорили в интервью, что определение стиля вашего коллектива как «фолк-рок» не совсем точное и вам больше по душе «рашн бит», «единственными самопровозглашёнными представителями которого на данный момент мы являемся». Любое живое творчество постоянно развивается. Претерпевает ли изменения ваш стиль сейчас, куда он движется? Или вы, наоборот, убедились с годами, что выбранный группой стиль должен быть сохранён в неизменности?
- Классифицировать группы по стилям - это, разумеется, дело музыкальных критиков. В нашей стране их, можно сказать, практически не осталось, к тому же такие группы, как наша, их мало интересуют. Так что они нас никак не классифицировали. А раз так, то нам самим приходится выполнять их работу и объяснять, что мы не верблюд, а кто-то другой.
Во всём мире есть установившийся термин - пост-фолк, который в нашей стране никому ничего не говорит, поэтому и приходится придумывать такие пафосные и амбициозные названия - «рашн бит», «русское готическое R’N’B» и тому подобное. Всё это просто забавные игры со словами. Какое-то время назад «рашн бит» нам казался достаточно точным, но по прошествии времени можно сказать, что это уже не так актуально, мы переросли «рашн бит» и пошли дальше, а вот куда дальше - сказать трудно, уж больно разноплановой стала наша музыка… Мы достаточно сильно изменились музыкально за последние пять лет, но при этом всё же остались самими собой. Вероятно, это можно назвать современным фольклором. В любом случае то, что группа меняется, - хорошо и является признаком здоровой обстановки в коллективе.
- В последнее время мир становится всё более тревожным: идёт бряцание оружием, «наезды» на Россию, разделение на «своих» и «чужих» и т.п. Это - как ни крути, контекст, в котором мы живём. Как тут не вспомнить горьковское «а с кем вы, мастера культуры?». Как вы и ваш коллектив сегодня отвечаете на этот вопрос?
- Скажем так, бряцание оружием продолжается с тех пор, как обезьяна взяла в руку палку. И современные люди, к сожалению, не сильно ушли от этой «грозной» обезьяны с большой палкой. Они всё никак не поймут, что ни к чему хорошему это не приведёт.
Мы не следим за современными политическими играми, которые, судя по доносящимся до нас отголоскам, становятся с каждым днём всё циничнее. Чтобы высказать своё обоснованное мнение, нужно очень хорошо во всём этом разобраться, но, поверьте, это последнее, чем нам хотелось бы сейчас заниматься. Вы нам задаёте вопросы как людям, которые представляют интерес как музыканты, но в вопросах политики мы мало того, что не сильны, так и очень далеки от неё. Мы рады, что своими песнями и клипами можем показать своё отношение к своей замечательной родине, можем хотя бы отчасти показать её богатую культуру. Нам пишут комментарии со всего мира и благодарят за то, что мы даём людям увидеть другую Россию, которая, что уж греха таить, и нашим согражданам иногда незнакома.
Всё, что мы хотим сказать, есть в народных песнях, которые мы поём, мудрость этих песен проверена столетиями. Наш новый альбом называется «Любишь ли ты», и если послушать одноимённую песню, то станет ясно, что для всех людей базовые ценности являются универсальными - уважать родителей, любить свою землю, беречь природу, воспитывать детей. Ничего не меняется в жизни людей много веков. Именно об этом стоит помнить.
Так что мы за здоровый патриотизм здорового человека.
- Творчество «Отава Ё» многим знакомо. Но если предположить, что кто-то только сейчас услышал это название, увидел ваши афиши и раздумывает «сходить или нет на концерт», - что вы скажете такому потенциальному зрителю?
- Мы скажем: если у вас есть выбор - сидеть дома или пойти на концерт (необязательно наш, кстати), то лучше сходить на концерт. У любой группы есть период активной жизни - у «Отавы Ё» этот период происходит прямо сейчас, за 15 лет мы достигли неплохой музыкальной формы как группа и лаконичности изложения своих музыкальных мыслей. Если идти на концерт, то, вероятно, лучше сейчас, чем потом. Может быть, этого «потом» уже и не будет, кто знает, так что лучше ловите момент и приходите, а потом будете рассказывать внукам и показывать диск с автографами. Мы рады, что нам удаётся показывать фольклор современным, актуальным, а не забытой и пыльной музейной реликвией.
- Много ли среди зрителей на ваших концертах молодых лиц? Стремитесь ли вы завоевать молодёжную аудиторию? Если да, то чем, на ваш взгляд, творчество группы может быть интересно для молодёжи?
- Мы не стремимся кого-то завоёвывать, обычно это происходит само собой, стоит человеку оказаться на нашем концерте. Молодёжи сейчас сильно испортили вкус и отравили чувство прекрасного всякой похабщиной. Масштаб бедствия пока не так заметен, но он, судя по всему, катастрофический. Большая часть подростков слушают чудовищную дрянь. Вероятно, это их протест против взрослых. Мы слушали «Гражданскую оборону», а они слушают матерящихся рэперов... То, что мы делаем, молодёжи, разумеется, может быть интересно, это мы видим по большому количеству молодых людей на наших концертах, но специально для того, чтобы им понравиться, мы ничего не делаем.
- Группе 15 лет, вы объездили множество государств и выпустили несколько альбомов. Что вы отнесёте к свежим творческим достижениям последних лет?
- Главное наше достижение: мы всё ещё получаем огромное удовольствие от совместного музицирования, а всё остальное - это просто побочные эффекты. Путешествия по всему миру со своей музыкой - очень приятный побочный эффект. Всё время своего существования мы изобретаем свой собственный велосипед, на котором едем в своё светлое будущее.
- По опыту прежних ваших выступлений в Эстонии, что с особенным интересом и теплом принимает здешняя аудитория?
- Интересно, но факт - эстонцы (в смысле эстоноговорящие, коренные жители) знают нас намного лучше, чем русские жители Эстонии. Это, кстати, ответ всем тем, кто считает, что к русским в Прибалтике плохо относятся. В Прибалтике у нас большое количество слушателей, и играть для них огромное удовольствие. Именно в Эстонии мы несколько раз становились свидетелями того, как весьма сдержанные в проявлении своих эмоций эстонцы «отрывались» на наших концертах так, как если бы это был последний концерт в их жизни. Мы очень рады, что едем в Прибалтику с презентацией нового альбома и очень ждём свой первый сольный концерт Таллинне.
Инфопресс №46 (2018 г.)