Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Александр Васильев приглашает на бал. Новая выставка в замке Фалль

Александр Васильев приглашает на бал. Новая выставка в замке Фалль

В минувшие выходные в замке Фалль в Кейла-Йоа открылась новая выставка известного историка моды и коллекционера Александра Васильева. На этот раз он выбрал из своей коллекции и привез в Эстонию бальные платья конца 19-го - начала 20-го веков и соответствующие им аксессуары.

Выставка называется «Приглашение на бал La Belle Époque». В искусстве период последнего десятилетия 19-го века и первых лет века 20-го (до начала мировой войны) известен под названием «модерн». В Германии его называли «югенд», во Франции «ар-нуво». После Первой мировой войны это время по контрасту с трагическим военным опытом назовут Прекрасной эпохой (La Belle Époque), отметившейся успехами в экономике, прогрессом в науке, а также расцветом культуры.
По словам Александра Васильева, открывавшего выставку, в Прекрасную эпоху все хотели веселиться и танцевать, и балы были важной частью жизни людей. Так возникла идея выставки. Место для нее выбрали не менее прекрасное: замок 19 века расположен в живописном месте - на берегу реки близ водопада. Интересен он и с исторической точки зрения, ведь принадлежал замок семьям Бенкендорфа и Волконских.
Это уже четвертая выставка, которую в замке Фалль организует Александр Васильев и его фонд. Первая, в 2017 году, была посвящена моде эпохи романтизма, вторую годом позже составили свадебные наряды, а третья в прошлом году называлась «Модный аллюр: охота и скачки». И вот теперь - новый взгляд на моду времени, когда не существовало ночных клубов и диск-жокеев, а играл оркестр, и люди танцевали под живую музыку.
Представляя свою коллекцию бальных платьев, Васильев заметил, что для молодых барышень бал был местом, где они могли показать свои роскошные платья и познакомиться с будущим женихом, то есть, сделать это не на остановке автобуса или в электричке, как это происходит сейчас, а в светском обществе среди равных им по рождению. Открывался бал полонезом, за которым следовали вальс, мазурка, котильон, полька. Танцы, которые дамы танцевали, наряду с именами своих кавалеров, они записывали в свою бальную книжечку. 
«Не все могли позволить себе такое дорогое удовольствие как бал, - рассказал Васильев. - Бал в роскошном платье от французского кутюрье, с шампанским и красивой каретой или автомобилем. В бриллиантах, мехах, с веером и в лайковых перчатках. Это было дорогое удовольствие для избранных, поэтому платья, представленные на выставке, тоже для избранных. Для женщин, у которых талия была 50-55 см. Для женщин, которые могли одеваться у Ворта и других замечательных кутюрье эпохи - Дусэ, Дойе, Альтмана. Здесь вещи, которые сшиты руками и для которых требовалось 2-3 недели такого шитья. Это ручное кружево, великолепные вышивки - бисером, стеклярусом, блестками. Это асимметричные платья эпохи югенд, в которых все дышит пастельными, такими нежными, тонами. Где есть глубокое декольте, открытые плечи, прекрасные рукава. Всё это длинные платья «в пол», и все они пережили красивые моменты жизни».
Васильев рассказал, что в 1910-е годы в моду пришел Поль Пуаре, и на выставке «Приглашение на бал» можно увидеть платья этого уникального кутюрье в венецианском стиле. Также можно полюбоваться вещами, связанными с модой Дягилева, отличающимися более яркими тонами.
В замке Фалль представлено более полусотни исторических бальных платьев и костюмов и множество аксессуаров: сумочки, шляпки, пряжки, бальные книжечки, флаконы духов, веера и другие безделушки, радовавшие глаз. Все они поражают своей сохранностью. Тем не менее, как и всё в мире, платья тоже стареют. В фонде Александра Васильва над ними работают 12 реставраторов. Они подшивают их, выводят пятна.
«Все модели - «от кутюр», - заявил Васильев, - и сшиты не на оверлоке из полиэстера. Это натуральные ткани, платья сделаны в единственном экземпляре. Реставраторы возвращают им их молодость и красоту настолько, насколько хирург-косметолог может вернуть красоту женщине. Как говорят - фасад новый, а канализация старая. Так же и с этими платьями - фасад у всех новый, красивый».
Каждый, побывавший на выставке, может в этом убедиться, так же как и в том, что платья неповторимы. Они несут на себе отпечаток не только автора, но и характера женщины, их носившей: кто-то из них была блондинка с голубыми глазами, кто-то - брюнетка с карими, кто-то рыженькая. Каждая выбирала платье по своему характеру и манере двигаться. 
Васильев сообщил, что подобную выставку трудно монтировать: на каждом платье 20 кнопочек и крючков, если не больше. Это очень сложные по конструированию модели, потому что они должны показывать фигуру.
«Это сейчас мешок такой придумали - через голову надели и вперед, - пошутил Васильев. - А тогда было не так: не было застежек-молний и ничто не закрывалось в один присест. Женщине, чтобы раздеться в La Belle Époque, нужно было добрых полчаса. Представляете, сколько времени мужчины ждали перед их будуаром?»
Если посетители замка спустятся в подвальный этаж, то они увидят не только платья и аксессуары, но и уникальную коллекцию портретов Прекрасной эпохи. Ценность их не в том, что их авторы - гениальные художники, а в том, что они были бытописателями моды. «Порой гениальный художник изображает платье одним мазком, а вот тот, который не гениальный, он, как фотограф, искренне вырисовывает каждую пуговку, заколку, каждый бриллиант и стразик», - сказал Васильев.
Историк моды и коллекционер признался, что его часто спрашивают, когда вернется эта мода? И он отвечает - никогда. Ведь в машину в таких платьях женщина не сядет, по снегу в них не пройдет. Да и сама ее фигура изменилась, потому что люди перешли на другое питание и принимают другие витамины. 
В знак признательности за гостеприимство Александр Васильев подарил нынешнему владельцу замка Фалль Андрею Дворянинову, в который раз устраивающему у себя его выставку, чернильницу пушкинской эпохи, чтобы та напоминала о времени строительства замка. «Символический подарок, - отшутился Дворянинов. - Чернильница опального поэта - в кабинете шефа жандармов Бенкендорфа».
Завершая вернисаж, Александр Васильев заметил, что находится в Таллинне не только по причине открывающейся выставки, но и в силу своего участия в постановке мюзикла «Моя прекрасная леди» в Русском театре Эстонии. «Нынешний «бал» в замке Фалль, - сказал Васильев, - созвучен идее красоты, заложенной в спектакле. Только там действие перенесено в 60-е годы 20-го века, но это тоже прекрасная эпоха - мини, Шанель, эпоха черно-белых сочетаний, эпоха Куррежа, Кардена. И все эти прелести благодаря фантастической команде авторов спектакля вы увидите на его премьере 19 апреля».
Васильев представил собравшимся режиссера-постановщика «Моей прекрасной леди», именитого московского театрального деятеля, хореографа Аллу Сигалову, с которой давно знаком и сотрудничает, и автора сценографии спектакля, всемирно известного грузинского художника Георгия Алекси-Месхишвили, а также художника по костюмам Кирилла Гасилина. 
Выставка Александра Васильева «Приглашение на бал La Belle Époque» в замке Фалль будет работать до конца июня. Она доставит удовольствие всем, кто захочет прикоснуться к Прекрасной эпохе, оставшейся далеко в прошлом. Тонкие изящные материи по-прежнему хранят память о былой красоте. 

На вернисаже побывал Александр АЙСБЕРГ
Инфопресс №10 (2020 г.) 

Возврат к списку