Виртуальный взгляд на реальность
В условиях вынужденной изоляции, спровоцированной пандемией короновируса, все учреждения культуры Эстонии закрыли свои двери перед посетителями и перешли на режим работы онлайн. Теперь жители республики смогут посещать их «не выходя из дома». В аналогичном положении оказался и Художественный музей Эстонии со своими филиалами: согласно решению правительства Эстонской республики, объявившего в стране чрезвычайное положение, он будет закрыт до 1 мая. Как это отразится и уже отразилось на привычной работе, журналисту издательства «Инфоринг» объяснила директор Кадриоргского музея Александра Мурре.
Начиная разговор, Мурре рассказала о своих ощущениях от недавнего просмотра в интернете спектакля одного из московских театров: несмотря на то, что это была премьера (а многие ли таллиннцы могут похвастать, что были в Москве на театральной премьере?), той гаммы чувств, которую бы она испытала сидя непосредственно в зале, спектакль не вызвал.
«Аналогично и виртуальные выставки, - сказала Мурре. - Они лишь тень того, что человек получает от соприкосновения с «живым» искусством, будь то концерт, спектакль или музейная экспозиция. С другой стороны, в условиях чрезвычайного положения решение предложить посетителям экскурсию, прочитать лекцию или провести музейный урок в интернете - единственное возможное».
По словам директора музея, самая досадная ситуация возникла для тех выставок, работу которых прервало введение чрезвычайного положения. Например, в музее КУМУ в декабре была развернута выставка «Самовоссоздание. Эмансипированная женщина в эстонском и финском искусстве». Она должна быть открыта до конца апреля, но уже ясно, что никто ее больше не увидит. А ведь готовилась она два года: изучали материалы (тема не исследована), отбирали произведения, писали каталог.
«Очень интересная выставка, многие материалы на ней демонстрировались впервые, - заметила Мурре, - Работы отбирались в музеях Эстонии и финских собраниях, их предоставляли также частные коллекционеры. И получилось, что выставка закрылась почти на два месяца раньше запланированного. В итоге, каталоги не раскуплены, буклеты на эстонском и русском языках стоят пачками, задуманные лекции не состоялись».
Но именно с этой выставки начался «дигитальный прорыв» в работе музея. Кураторы выставки пригласили операторов с телевидения и в режиме онлайн в фейсбуке провели экскурсию, а все, кто следил за ними, сидя у своих компьютеров, могли задавать вопросы. Экскурсию посмотрели 20 тысяч зрителей, и теперь ее в записи выставили на сайте музея. В этом - безусловный плюс подобных виртуальных акций, ведь если бы желающих посмотреть выставку пригласили на экскурсию в музей, то число пришедших оказалось бы в сотни раз меньше. И этот опыт будет продолжен.
Александра Мурре рассказала о судьбе выставки старых фламандских мастеров, открытие которой в Кадриоргском музее намечено на 9 апреля. «Выставка «От Мемлинга до Рубенса: золотой век фламандской живописи» - уникальная, - призналась она. - Работы, которые мы хотели показать, предоставляет The Phoebus Foundation. Это одно из крупнейших частных собраний Бельгии. Цель его владельцев - приобретение картин фламандских художников и возвращение их на родину. Мы с большим трепетом и радостью готовили эту выставку, но понятно, что в запланированные сроки она не состоится».
Картины, по словам Мурре, давно упакованы и ждут отправки из Антверпена. Когда же откроют границы и разрешат ввезти их в Эстонию, неизвестно. Так что, вопрос о выставке остается открытым: или можно будет показать ее в июне, или перенести. И даже не на осень, а на год, потому что осенью в Кадриоргском музее запланирована выставка «Всегда рядом с нами: коты и собаки в искусстве 16-19 веков». Будут демонстрироваться работы из петербургского Эрмитажа, музеев Финляндии - Атенеум и Синебрюхова - и эстонских собраний.
Кризисная ситуация сказалась и на музейных уроках, которые в Кадриоргском музее, КУМУ и Нигулисте проводились для школьников. Некоторые из них связаны со школьными программами: по литературе («Калевипоэг»), по истории (Северная война), по изобразительному искусству. Еще до объявления чрезвычайного положения школы и детские сады стали отказываться от занятий, и сегодня видно, что в музей дети не придут до самого лета. Поэтому работники музея сейчас готовят для них интернет-задания, которые можно будет выполнять в компьютере.
«Конечно, мы и раньше пользовались социальными медиа - фейсбук, инстаграм, - заметила директор музея, - но работа по разным причинам не была последовательной. Сейчас же все эти каналы наполняются новым содержанием. Например, в фейсбуке (поскольку все сидят дома) мы делаем серию материалов, демонстрирующих как тема домашнего очага, домашнего быта, отражается в произведениях русских и европейских художников из нашего собрания».
Кадриорг пользуется возможностью рассказать о себе и посредством телевидения. Например, сейчас в Музее частных коллекций Миккеля подготовлена выставка, рассказывающая о собрании известного эстонского коллекционера Марта Леппа. Но так как в силу известных обстоятельств попасть на нее невозможно, то о ней сняли документальный фильм, который будет показан на Эстонском телевидении.
Говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Эти слова могла бы повторить на прощание и Александра Мурре. Дело в том, что воспользовавшись нечаянной паузой в работе Кадриоргского музея, когда жители эстонской столицы, вынужденные оставаться дома, на выставки не ходят, а гости в Таллинн не приезжают, директор музея затеяла в нем ремонт и привела в порядок старый
паркет на втором этаже. Пол не удавалось почистить целых 20 лет, а ведь в год его топчут до ста тысяч посетителей. Ровесник Константина Пятса (исторический паркет петровской эпохи давно утрачен), он заиграл новыми свежими красками.
Александр АЙСБЕРГ
Инфопресс №14 (2020 г.)