Режиссер Нина Попова: Театр «Юность» - это театр поколений
Конец года оказался драматичным для многих театральных коллективов Эстонии, не успевших доиграть, допеть или дотанцевать свои спектакли: введенные в Харьюмаа и Ида-Вирумаа масштабные ограничения заставили их руководителей отменить все запланированные прежде мероприятия. Театру «Юность» при Центре русской культуры в Таллинне повезло: свое новогоднее представление к удовольствию публики они показали за день до объявления карантина - 27 декабря.
«Я интуитивно чувствовала, что введут карантин, - призналась журналисту издания «Инфоринг» художественный руководитель коллектива, режиссер Нина Попова, - и от последних спектаклей еще раньше отказалась сама. Сейчас, если и волнуюсь, то по другому поводу: в конце января должен состояться открытый урок для родителей детей, занимающихся в нашей студии, но отменят ли к тому времени ограничения?».
Все годы, что существует театр «Юность», он является деятельным участником культурной жизни эстонской столицы. Его история, если мерить ее с момента основания при Доме офицеров флота (прежнее название Центра русской культуры) народного театра, восходит к середине 50-х годов прошлого века.
Нина Попова пришла в него в начале 60-х годов - играла, пела, танцевала на сцене. Оказавшись в 1973 году на месте руководителя театра, она впервые в его истории открыла детскую и молодежную студию. К тому времени многие пожилые актеры из театра уже ушли, и его коллектив омолодился. Под своим нынешним именем - «Юность», он выступает с 1994 года.
«Изменился и наш репертуар, основу которого составляет русская классика, - рассказала Попова. - Военная тематика, доминировавшая в театре прежде, уступила место пьесам на злободневную тему. Мы освоили молодежный и детский репертуар, ориентируясь на аудиторию, которая со временем стала для нас главной - это дети и их родители. Дети, вырастая, сами становились родителями и приводили уже своих детей, потом - внуков. Театр «Юность» - это театр поколений».
Наши дети
В театральную студию театра детей принимают начиная с 4-5 лет, причем, конкурс при поступлении руководитель театра намеренно не проводит. По словам Нины Поповой, ей интереснее работать с детьми, которые еще ничего не умеют, - тем отчетливее виден их прогресс. Бывает, приводят таких, которые не выговаривают все 33 буквы алфавита. Но позанимаешься с ними с полгода и глядишь, уже все стишки читают.
Иные родители торопят, спрашивают, когда же, наконец, их ребенок в спектаклях начнет выступать? Не понимают, что обучение пусть даже самым азам актерской профессии - длительный и кропотливый процесс и надо набраться терпения, чтобы дети чему-то научились. Они сегодня - беспокойные, им трудно сосредоточиться. Зачем ребенку думать, добиваться чего-то, если он привык всё готовое получать? Но в театре ему придется быть самостоятельным: здесь он должен думать, сам пробовать и делать.
«Еще одна проблема, превратившаяся в настоящую социальную, - отметила режиссер, - наличие у детей смартфонов с различными приложениями. Ведь это ужас какой-то: придя на занятия, они сразу залезают в свой телефон, вместо того, чтобы поговорить друг с другом, поиграть, побегать. К счастью, мы научились противостоять этой напасти, и дети у нас забывают о своих «игрушках».
В студии у Нины Поповой ребят обучают актерскому мастерству, сценической речи, хореографии, вокалу. По каждому из предметов здесь имеется свой педагог: Анастасия Пылаева ведет актерское мастерство, Гоар Овакимян преподает вокал, Ксения Кац, которая, кстати, сама когда-то играла в театре «Юность», обучает сценической речи, а хореографией с детьми уже много лет занимается Виктор Ларионов.
Гастроли, страны, города
За свою многолетнюю историю театр изрядно поездил с гастролями, поэтому «Юность» знают не только в Таллинне и Эстонии: юные артисты бывали в Латвии, Литве, Финляндии (куда, кстати, их до сих пор приглашают). Ездили в Россию, в том числе Калининград, последняя поездка не так давно состоялась в Выборг. Но раньше ездить на гастроли было гораздо проще, потому что у театра был свой автобус. Сейчас его нет, и чтобы осуществить подобное, нужно изрядно потратиться.
Уже много лет «Юность» Нины Поповой проводит международный фестиваль «Театральная осень в Таллинне», участие в котором принимают молодежные любительские театры из разных стран: России, Белоруссии, Украины, Балтийских республик, Германии, Франции, Болгарии, Швеции. Обязательно выступают местные коллективы, как русские, так и эстонские. А ведь начинался фестиваль в 2005 году как простой смотр школьной самодеятельности.
«К сожалению, от фестиваля сейчас пришлось отказаться, - продолжила режиссер, - и причина не только в пандемии. Дело в том, что в его организации мне всегда помогала старейший работник культуры нашей республики Валентина Белая. Но сегодня в силу своего возраста она оставила эту работу, а одной мне проводить фестиваль трудно. Очень жаль, потому что знаю, многие коллективы хотели бы приехать в Таллинн на «Театральную осень».
Как заметила Попова, сейчас ее питомцы работают, практически, по всему миру: закончив школу, получают профессиональное театральное образование и играют в профессиональных театрах. Последними вышедшими из «Юности» были Эдуард Теэ, Татьяна Егорушкина и Дан Ершов. В отличие от других они никуда из Таллинна не уезжали и сейчас выступают на сцене Русского театра Эстонии.
Призвание - чувства зажигать
Руководитель театра назвала свои любимые спектакли из тех, что в разные годы поставила на сцене «Юности». Это «Волшебник изумрудного города», «Конёк-Горбунок», «Женитьба Бальзаминова», «Маленький принц», чеховский «Медведь», «Забавный случай» Гольдони, «Лесная песня» по Лесе Украинке. Очень удачной и одновременно злободневной получилась «Игра со смертью» сестёр Воробей, спектакль, посвященный теме суицида среди молодежи.
«Вообще-то, выбрать для постановки пьесу современного автора совсем непросто, - посетовала Нина Попова. - Что ни почитаешь - одна нецензурщина. Жуткое дело. Я вспоминаю слова своего наставника, когда-то ведущего актера Русского театра, народного артиста ЭССР Валентина Архипенко, говорившего, что только классика может быть представлена в любительском театре, потому что именно на классике вырастают личности».
Вниманием режиссера сейчас владеет пьеса Григория Остера «Клочки по закоулочкам», прекрасная поучительная сказка для самых маленьких зрителей. Когда-то ее уже ставили в «Юности», но сейчас Попова хочет ее повторить, так же как и «Черный камень» Виктора Ткаченко, пьесу о добре и зле, не перестающую оставаться современной. Хочется, чтобы люди понимали, что не в деньгах счастье.
«Чаще всего я беру спектакль, - продолжила Попова, - в котором одновременно можно занять детей из разных возрастных групп. Тогда они быстрее начинают понимать, что театр - это одна семья. Более того, в «Морозко», который мы как раз отыграли перед Новым годом, кроме детей выступали и наши взрослые актеры, среди которых есть и те, кто начинал еще в 70-е годы в народном театре».
В прошедшем году Союз театральных деятелей Москвы наградил заслуженного деятеля культуры ЭССР, художественного руководителя театра «Юность» Нину Попову дипломом «Признание» «за плодотворную творческую деятельность в области театрального искусства», которая продолжается уже 60 лет.
«Не успеваешь оглянуться, как наступает очередной юбилей, - пошутила собеседница. - Пять лет прошло - юбилей, еще пять - снова. Не знаешь уже, чем порадовать зрителей. Сейчас возникла идея: собрать вместе всех старых актеров, кто еще жив, кто играл в нашем театре, когда он еще не был «Юностью», и сделать зрителям подарок - сыграть какую-нибудь известную классическую пьесу, возможно, Островского. Так что будем рады видеть всех на наших спектаклях в новом 2021 году».
Александр АЙСБЕРГ
На фото:
Художественный руководитель театра "Юность",
режиссер Нина Попова
Инфопресс №03 (2021 г.)
Новогодние представления театра "Юность"