Галерист: люди всё больше интересуются современным искусством
В начале месяца были названы лауреаты премий «Капитала культуры Эстонии» («Eesti Kultuurkapital») за 2020 год, фонда, поддерживающего в республике искусство, литературу, спорт, народную культуру. В отличие от прошлых лет, церемонию награждения из-за действующих ограничений не проводили - лауреатов в течение всего дня представляли в передачах Эстонского телевидения. Одной из тех, кого поздравляли, была галерист, владелица художественной галереи Temnikova & Kasela Ольга Темникова, удостоенная премии в области изобразительного и прикладного искусства. Журналисту издания «Инфоринг» она призналась, что награда стала для нее сюрпризом.
Как сказала собеседница, она узнала о своем награждении, только когда ее пригласили на запись передачи. Формулировка звучала примерно так: Ольга Темникова награждается за многолетнее развитие эстонского арт-рынка, создание признанной в мире художественной галереи, ставшей одной из визитных карточек Эстонии в мировом искусстве. Темникова внесла большой вклад в популяризацию современного искусства в эстонском обществе, показав, что оно способно будить эмоции и предоставлять пищу для размышлений.
«Действительно, моей галерее в Таллинне скоро исполнится 11 лет. Сама я заканчивала Эстонскую художественную академию, отделение графического дизайна, и до открытия галереи работала по профессии, иллюстрируя детские книжки и так далее. Сейчас на это уже нет времени, да и мотивации тоже. Рисую только для своей маленькой дочки», - рассказала Темникова.
По ее словам, поворот в сторону галерейной деятельности произошел тогда, когда ей предложили возглавить одну частную галерею. Проработав в ней пять лет, Ольга приобрела необходимый опыт и знания. Отказ владельца галереи поддержать развитие бизнеса в том направлении, которое ей казалось перспективным, заставил ее открыть собственное дело. Сегодня галерея Ольги Темниковой и ее партнера Индрека Касела представляет интересы современных художников Эстонии, Латвии, Финляндии, России и ведет активную выставочную деятельность как в республике, так и за границей.
Художник, будь собою только
Темникова считает, что если галерея представляет каких-то художников, то она должна регулярно проводить показы их работ, организуя выставки. Сегодня с галереей Temnikova & Kasela, обосновавшейся в новом месте - квартале Ноблесснер, на постоянной основе сотрудничают 15 художников, и работы каждого из них раз в три года она должна где-то выставить. Это может показаться утомительным, но помогает кооперация с Таллиннским Домом искусства и музеем КУМУ, традиционно устраивающими выставки в своих стенах.
«Например, сейчас в Доме искусства на площади Вабадусе проходит масштабная персональная выставка Фло Касеару, одной из значительных авторов современного искусства Эстонии. И так как сцена у нас в стране маленькая, то в этом году мне нет смысла еще где-то ее выставлять. Поэтому я не говорю, что известность Фло - это целиком моя заслуга: сами художники много делают для того, чтобы публика о них узнавала, и художественные институции помогают им в этом», - объяснила галерист.
Тем, что в искусстве Эстонии возникают новые имена, республика обязана в первую очередь своей Художественной академии, главному учебному заведению, где готовят художников. В последние годы учеба в ней пользуется популярностью в том числе и из-за того, что академия переехала в новые просторные помещения. А благодаря своим сильным базовым отделениям - графическому дизайну, фотографии, файн-арту - академия имеет и международный авторитет.
«Мы, конечно, наблюдаем за молодыми художниками, но вплотную ими не занимаемся: галерея Temnikova & Kasela имеет свое реноме и я не хочу его терять. В нашей обойме - известные в Прибалтике имена: Мерике Эстна, Кайдо Оле, Эдит Карлсон, Сигрид Вийр, латышская художница Инга Мелдере. Есть два художника из России, Москвы, с которыми мы работаем: признанная и очень востребованная Ольга Чернышёва (для нас большая честь представлять ее на европейской сцене) и молодой художник Олег Фролов», - продолжила Темникова.
Как заметила галерист, национальность художника не имеет для нее значения, она готова работать со всяким, чье творчество созвучно ее представлениям о современном искусстве. Вот например, Соня Яковлева, которая делит свою жизнь между Франкфуртом и Санкт-Петербургом: только что в галерее Ольги Темниковой открылась ее совместная выставка с художником из Филиппин Николасом Графиа. А скоро свое творчество здесь представят мексиканский художник Хайме Лобато и вышедшая за него замуж эстонка Мерике Эстна. Мир искусства - интернациональный мир.
К искусству нет готового пути
Собеседница рассказала, что люди в Эстонии сейчас больше интересуются современным искусством и больше разбираются в нем, чем когда-либо. О нем чаще пишут и рассказывают в СМИ. Свои образовательные программы публике, в том числе и детям, предлагают художественный музей КУМУ с его галереей современного искусства, Эстонский музей современного искусства, Таллиннский Дом искусства. Многое в этом отношении делают и музеи на периферии.
«Но несмотря на эти безусловно позитивные сдвиги, поддержка художников со стороны государства явно недостаточная: из всего количества заявок, которые они четыре раза в год могут подать в «Капитал культуры Эстонии» с просьбой поддержать их проект, фонд способен удовлетворить лишь 10%. То есть качество нашей художественной сцены высокое, и это прекрасно, но надо подумать, как ее правильно финансировать», - сказала Темникова.
Ольга призналась, что в своей деятельности часто забывала про местную публику - много приходилось заниматься международными презентациями. Но в прошлом году из-за карантина она почти никуда не выезжала, поэтому появилась возможность сделать что-то на местном рынке. Местные жители тоже перестали путешествовать, и в результате они стали чаще встречаться.
«Раньше я только и ездила за своими художниками - раз или два в месяц. Если у них проходило где-то открытие выставки, я должна быть рядом: вдруг потребуется какая-то помощь, да и местные контакты надо активизировать. В марте снова придется ехать: наш Яан Тоомик участвует в групповой выставке в Дрездене, и я буду на открытии. Оттуда сразу же отправлюсь в Милан, где к своей весенней выставке будет готовиться другой наш художник Яанус Самма», - поделилась собеседница.
По словам Темниковой, выставки художников за рубежом чаще всего случаются благодаря личным связям с владельцами галерей, она редко пишет письма тем, кого не знает и с кем каким-то образом не была связана ранее. В сущности, весь арт-мир функционирует таким образом. Художника в таких случаях они всегда поддерживают: помогают выбрать работы для выставки и доставить их на место, возможно, оплатить транспортные расходы их автору. Обдумывают, кто написал бы о выставке, как лучше провести ее открытие, помогают реализовать работы. Цена зависит от самой работы и имени художника. Можно что-то продать и за 60 евро, а какие-то инсталляции, сложные, музейные, меньше, чем за сто тысяч не отдашь.
«Конечно, существуют какие-то тренды. Если учесть, что рынки некоторых стран доминируют по своему объему, то соответственным образом они влияют и на международную сцену. И Америка здесь - по-прежнему лидер, главный законодатель мод, диктатор вкусов. Хотя, конечно, есть и Китай, и немецко-говорящие страны, у них имеются свои траектории развития. Я также часто бываю в России, 5-6 раз в год, и вижу, как много серьезных молодых художников там и какие интересные процессы в искусстве происходят в стране. Чувствую, что все это скоро трансформируется во что-то очень серьезное», - заключила Ольга Темникова.
Александр АЙСБЕРГ
На фото:
Галерист Ольга Темникова (портрет Дмитрия Герасимова)
Инфопресс №08 (2021 г.)