Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Искусство – ноша на плечах

Искусство – ноша на плечах

Современные художники Эстонии

Весна в Таллиннский Дом искусства пришла летом, а лето наступит осенью. Так, запаздывая на целый сезон, работает главное выставочное помещение столицы и всей Эстонии. И на то есть свои причины, о которых журналисту издания «Инфоринг» рассказала куратор образовательных программ Дома Олеся Качановская-Мюнд. И – провела по завершающей свою работу в нем «Весенней выставке» - ежегодном масштабном показе работ эстонских художников.

Свою «Весеннюю выставку» - своеобразный отчет проделанного за год - Союз художников Эстонии проводит уже 22-й раз. Обычно она действительно проходит весной, но сейчас запоздала. Как сказала Олеся Качановская-Мюнд (она и сама художница), это случилось из-за того, что сдвинулись сроки ремонта Дома искусства, который должен был начаться летом. И тогда свои выставки Союз художников показывал бы во временном павильоне, который, при поддержке городских властей, намеревался установить близ культурного центра «Линдакиви» в Ласнамяэ.

«Туда мы хотели приехать вот с такой разноплановой экспозицией. Но сроки ремонта изменились и нам пока пришлось остаться на старом месте. Переезжать будем в ноябре, но нашу «Весеннюю» здесь все-таки проведем. По давней традиции выставка проводится по итогам открытого конкурса, на который художники подают заявки, а жюри отбирает тех, кто будет достойно представлять искусство современной Эстонии. В этом году общий уровень заявленных работ чрезвычайно высокий: из 244 заявок было отобрано 72 художника», - рассказала Олеся.

Отбором участников выставки, открытой в залах на втором этаже, а также в Галерее Дома искусства на площади Вабадузе, занималось жюри в составе вице-президента Союза художников Эстонии Вано Аллсалу, мецената Рийво Антона, президента Союза художников Элин Кард, галериста Галереи музея Вана-Выромаа и галереи Kanal Стеллы Мыттус и куратора Таллиннского Дома искусства Сийма Преймана.

Диалог поколений

По словам Олеси Качановской-Мюнд, «Весенняя выставка» - престижное и всегда ожидаемое событие в культурной жизни Эстонии, представляющее собой срез многообразного искусства республики. В нем отражаются рефлексии его творцов, свидетельствующие об их отношении к происходящему вокруг.

Яркий пример - картина молодой художницы Анастасии Мазур-Скробовой из Казахстана, живущей и работающей в Эстонии и на Мальте, которая использует живопись, как средство документирования внешних событий. Ее совсем свежая работа на холсте «Нет войне» встречает посетителей на пороге выставки на втором этаже Дома Искусства. Эти слова зритель читает на изображенной на картине стене дома, на которой кто-то вывел их баллончиком поверх закрашенных, протестуя против войны и смерти.

Как пояснила Олеся, «Весенняя выставка» - это всегда межпоколенческий диалог, в котором участвуют как именитые художники, так и совсем молодые, которых в этом году особенно много. Темы их привлекающие - самые разные, от политики до каких-то чисто бытовых реалий. Техники, в которых выполнены работы, тоже различаются: здесь можно увидеть живопись, графику, скульптуру, инсталляцию, видео, фотографию, прикладное искусство.

«За понравившуюся работу можно проголосовать. Победителя ждет денежный приз от наших меценатов. Его имя назовет жюри. Добавлю также, что выставке сопутствует образовательная программа Дома искусства «Открой для себя выставку вместе с семьей», обращенная к детям и подросткам и помогающая им войти в мир искусства», - сообщила Олеся.

Прошлое и настоящее

Большой зал Таллиннского Дома искусства в полной мере отражает то главное, что о выставке успела сказать куратор его образовательных программ: «Весенняя выставка» - это манифест разнообразия. Например, художник старшего поколения Маури Гросс представил свою масляную живопись. Его картина внушительных размеров называется «Равноденствие». Дикие травы и цветы, изображенные на ней, кажется, источают запах уходящего лета, когда день равен ночи, и солнце своим переходом из северного полушария в южное символизирует начало астрономической осени.

«Йоханнес Луйк, три года назад окончивший Эстонскую художественную академию по специальности инсталляция и скульптура, занимается созданием предметов и пространств и их взаимодействием. Вот этот деревянный поддон он нашел на улице в Брюсселе. Оставленный кем-то, брошенный объект, который он отреставрировал. Заменил сломанные, недостающие детали, «облагородил», придав ему тем самым какую-то новую функцию. По сути, дал старой вещи новую жизнь», - заметила Олеся.

Намек на ближайшее ласнамяэское «будущее» Дома искусства можно усмотреть в работе Анисы Александры Янченко «Невидимый трамвайный маршрут», принадлежащей к направлению в изобразительном искусстве видео-арт. Мультидисциплинарная художница родом из России училась в Иркутске, Москве и Берлине, сейчас получает докторскую степень в Таллиннском университете и Академии Або в финском Турку.

Творчество Анисы отражает отношения между природой и городом. В ее видео, снятом с помощью дрона, можно наблюдать группу лыжников, идущих по магистрали Лаагна теэ, которая связывает центр столицы с Ласнамяэ. Пройдет некоторое время и лыжню, протоптанную ими, занесет снегом, и она не будет видна. Так сегодня стерты из памяти планы запуска по «канаве», как называют магистраль жители района, скоростного трамвая: проект, о котором в свое время много говорили, так и не осуществился.

Одна из линогравюр Мари Прекуп из серии «Таллиннские элегии» тоже посвящена Ласнамяэ. В ней отразились воспоминания эстонской художницы об этом районе, куда она в трехлетнем возрасте переехала вместе с родителями и который тогда только застраивался. Девочке читали сказки и рассказывали об НЛО, в ее памяти осталась также панорама первых ласнамяэских многоэтажек и пасущиеся в поле овцы. Работа так и называется - «Ласнамяэские овцы и НЛО».

Не смейте оставлять детей

Отдельно на «Весенней выставке» выделена тема детей с трудной судьбой, которые по разным причинам попали в детский дом. В зале, где обычно сотрудники Дома искусства проводят образовательные занятия, демонстрируется видео Марты Ваарик под названием «Обними меня». Оно представляет собой ряд интервью с детьми, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, вынуждены были покинуть родительский дом.

Перед просмотром данного видео следует обратить внимание на предупреждающую надпись на стене: «Произведение «Обними меня» может оказаться неподходящим для просмотра детьми до 12 лет. Его содержание нуждается в объяснении со стороны взрослого сопровождающего». Действительно, работу выпускницы Эстонской художественной академии, продолжившей затем свое обучение в Берлинском университете искусств, нельзя смотреть без волнения.

«Сердце сжимается, когда видишь детей, рассказывающих каждый свою историю о том, что с ними случилось и почему они попали в детский дом. Официальная статистика свидетельствует, что в прошлом году в центры поддержки детей поступило более двух с половиной тысяч заявлений с просьбой о помощи. Если «дети - наше будущее», то видео Марты Ваарик говорит о том, что времена, нас ожидающие, светлыми не будут», - заявила Олеся Качановская-Мюнд.

Теме защиты детей посвятил свою новую работу и молодой эстонский художник Уку Сепсиварт. Его пространственная композиция «Броня» выполнена в технике ассамбляжа, которая в отличии от коллажа использует объемные детали. Объект, внешне напоминающий средневековые доспехи, сделан из пластиковых крышечек от детского питания.

«У Уку недавно родился ребенок, и он думал о том, как его обезопасить, чтобы ему не было больно. При этом крышечки «Брони» соединены между собой пластиковыми стяжками, торчащими как иголки. Получается, что при этом своего ребенка ты уже не сможешь обнять, потому что больно будет уже тебе», - предложила Олеся свой вариант объяснения того, что сделал художник.

Новая классика

Узнаваемы в своей манере признанные мэтры эстонского изобразительного искусства Энн Пылдроос и Тоомас Винт, на работы которых обратила внимание куратор образовательных программ. Пылдроос - самый старший из представленных на выставке и очень разносторонний художник. Живой классик, он начал активно выставляться еще в 50-е годы. Пылдрооса волнуют извечные философские вопросы: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Новая выставленная картина художника заставляет зрителя искать на них ответы.

Винт свои работы называет концептуальными пейзажами. Этому определению соответствует и тот, что представлен на выставке. «Бывшее парковое дерево» показывает мир, придуманный художником и живущий по созданным им одним законам. Изучавший биологию в Тартуском университете Винт не только известный художник, но и писатель, чьи книги переведены в том числе на русский язык. В выставках участвует с конца 60-х годов.

«Еще одна представительница старшего поколения эстонских мастеров - скульптор Терье Оявер. Ее двухметровая скульптура «Одноногая женщина-пахарь» выполнена в смешанной технике. Согбенная фигура символизирует преодоление жизненных трудностей. Мозолистой рукой женщина держит плуг, у нее скорбное лицо, железное украшение на шее больше похоже на кандалы», - прокомментировала произведение Олеся.

Родившаяся в Сиднее Ульви Хаагенсен представлена на выставке серией графических работ, запечатлевших уборку в квартире. Рисунки, выполненные на бумаге карандашом и чернилами, на первый взгляд хаотичны, и лишь подписи все объясняют: «Подметание пола веником, правой рукой», «Мытье пола, швабра» и так далее. Художница следила за тем, какие движения совершает ее рука, когда вытирает пыль или моет пол. Их визуальную фиксацию она потом поместила в рамки, вынеся тем самым обыденное на всеобщее обозрение и превратив его в нечто ценное, в искусство.

Своей картине Юри Кассь названия не дал, но ее содержание легко читается. Башмак, проткнутый огромным гвоздем, символизирует цели, к которым человек стремится, и силы, препятствующие этому. Сосредоточенный в последнее время на создании портретных скульптур Мати Кармин, чей памятник Яаку Йоале вызвал много споров, свою новую работу посвятил известному эстонскому рок-музыканту Яанусу Ныгисто. Имеющий международную известность Валерий Виноградов отметился на холсте Larus marinus, морской чайкой, жертвой которой стала килька.

«А вот Урве Кюттнер привлекают изменения физического состояния материала, что подтверждает ее серия работ, выполненная на тонких металлических листах. Дарья же Пополитова из Силламяэ в своем творчестве объединяет ювелирное искусство, цифровые технологии и видео-арт. Как видите, то, с чем прежде работал художник и скульптор - холст, бумага, мрамор, дерево - уходит, приходят новые материалы, диктующие и поиск новых средств выразительности. В таких экспериментах рождается новая классика», - завершила экскурсию по «Весенней выставке» Олеся Качановская-Мюнд.


Работа скульптора Терье ОяверАвтор - Юри Кассь       Работа Валерия Виноградова

Александр АЙСБЕРГ

Инфопресс №32 (2022 г.)


Возврат к списку