Станислав Варкки и театр «Королевский Жираф»: «Мы живем своим искусством»
«...Нечасто можно встретить такую целеустремлённость, такую одержимость творчеством и просто трудоспособность, такое умение сочетать гротеск и лирику, нежность и юмор, печаль и улыбку...». Эти слова, отдавая дань мастерству небольшого коллектива нарвского театра «Королевский Жираф», произнесла в свое время признанный российский театральный критик и театровед Наталья Табачникова. Повторить их сейчас, в юбилейный для создателей и артистов знаменитого театра сезон будет более, чем уместно.
На профессиональную сцену супруги Станислав Варкки и Лариса Лебедева вышли в Санкт-Петербурге 35 лет назад. Сначала их было двое, потом, когда подросла дочь, стали выступать втроем. Так продолжают до сих пор, причем все делают сами. Сами создают спектакли, сами их рекламируют, сами ездят на гастроли и выходят на сцену. Впрочем, для «Королевского Жирафа» сцена не имеет принципиального значения: подмостками может стать и городская площадь. Об этом и многом другом журналисту издания «Инфоринг» рассказал Станислав Варкки.
По его словам, в «Королевском Жирафе» у него разные амплуа. Станислав - артист и уличного театра, и пантомимы, и клоунады, артист цирка, танцевального театра, классической драмы. Иными словами, «Королевский Жираф» - больше, чем просто театр, по сути, это уникальное явление в театральном мире.
- Мы традиционны лишь в том смысле, что живем по канонам, диктуемым профессией. Наша жизнь - это творческий путь и нет ничего кроме него, когда все, что мы демонстрируем, базируется на мастерстве и опыте предшественников. Говоря проще, это ежедневный тренинг, где каждый шаг выверен целью, а цель определяется как еще одна ступень в творческом восхождении. Без всякого пафоса - это Служение.
Ну а внешне визуальная эстетика «Королевского Жирафа» напоминает Цирк дю Солей. Нам когда-то посчастливилось работать с людьми, создавшими ее. Если же говорить о философской стороне нашего искусства, то нам близко «SnowShow» Вячеслава Полунина - дали знать 15 лет обучения у знаменитого мастера. По структуре наш театр можно сравнить с парижской труппой Джеймса Тьерре, внука Чарли Чаплина. Их тоже не заботит обозначение жанра, люди просто живут своим делом и мастерство ставят во главу угла.
Покорители сердец
Станислав Варкки - потомственный нарвитянин, его предки жили здесь еще в XVIII веке. В середине 80-х годов, после службы в армии, он уехал в Ленинград, где познакомился со своей будущей супругой Ларисой, в ту пору студенткой Института физической культуры имени Лесгафта. Создать сольный номер невероятно сложно, поэтому возник театр двоих «Перекати-поле», который постоянно развивался, осваивая традиции и одновременно экспериментируя.
- Название «Королевский Жираф» пришло значительно позже, на рубеже веков, когда на сцену вместе с нами уже выходила наша Аня, тогда еще совсем маленькая. Вообще-то, правильно - Giraffe Royal, именно под таким названием нас знают всюду в Европе и России. Мне кажется, название театра должно звучать красиво, возвышенно, им не должен служить какой-то специальный термин или аббревиатура из нескольких букв, понятная лишь посвященным.
Успех к нам пришел не сразу, так что кроме истории побед и наград, у нас имеется и своя история поражений. В конце каждого года мы вспоминаем, что за это время произошло и поражаемся обилию событий и их значимостью для нас. Яркости воспоминаниям добавляет, конечно, участие в создании знаковых вещей. Взять, к примеру, нашу кинокарьеру.
Мы снимались у Андрея Кончаловского в его «Доме дураков», получившем особый приз жюри Венецианского кинофестиваля. Участвовали в съемках «Фараона» Сергея Овчарова, удостоенного на фестивале в Берлине «Золотого медведя» и звания «лучший короткометражный фильм». «Клоун» с Вячеславом Полуниным и «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа, тоже отмеченные наградами, - это вообще отдельная история. А на днях вышел фильм с моим участием, снятый англичанами, про путешествие по Сибири международной команды клоунов.
Вспоминается череда лучших в мире театральных площадок с Полуниным, лучших на территории бывшего СССР площадок с Гальцевым, участие в правительственных концертах. Был «Ленконцерт», когда мы несколько лет выступали на стадионах, в дворцах культуры, сельских клубах. Помню вагончики на БАМе, когда в месяц у нас выходило по 20-30 выступлений, а в новогоднюю пору так и все 60.
Клоунада... ряд ярчайших в мире людей, с которыми вместе предавались прекрасному безумию. Уличный театр… городские площади, монеты в шляпе, глаза людей, которых ты неожиданно сделал зрителями. Отдельные воспоминания о городах, в которых мы жили или в которых прошли важные для нас события: Париж, Петербург, Лондон, Рим, Мадрид, Амстердам, Москва…
Но, знаете, вспоминая все это, я прихожу к выводу, что все-таки самое большое достижение - это когда стало не важно, где ты выступаешь, перед кем и на какой площадке. Главное - вот я, вот публика и с нами Вечность.
Жизнь бежит, как немое кино
Насыщенная событиями жизнь артистов «Королевского Жирафа» проходила на фоне важнейших исторических событий: это и перестройка, и распад Советского Союза, и годы независимой Эстонии, имевшей свои денежные знаки, и период ее вхождения в Европейский союз. Теперь снова грядут перемены.
- После стольких смен декораций, вижу, что на самом деле ничего не меняется. Какие бы невероятные изменения не происходили, у власти остаются примерно те же люди. Другие вокруг порой счастливы, порой нет. Еще в советское время, отказавшись от газет и телевидения, я осознал, что новости существуют лишь в медиапространстве. Если же ты не в нем, то шанс, что они тебя действительно затронут, бесконечно мал.
Путь, на который мы встали 35 лет назад, лежит в стороне от многого. Это не современное искусство, где смешаны бизнес и политика, не постоянный поиск скандалов или хайпа. Мы стараемся помочь тем, кто пришел к нам, чтобы забыть многое и вспомнить малое. Порой сила воздействия маленькой труппы на публику больше, чем иного театра с десятком актеров, фурой декораций и отдельным административно-постановочным коллективом.
Да, возраст большой, но мы не устали. В том, чем мы занимаемся, возраст - это опыт, как актерский, так и человеческий. Конечно, он диктует свое: в молодости мы часто хотим перевернуть мир, но приходит время, когда начинаешь ценить постоянство. Если и устаешь, то только от того, что тяжело наблюдать деградацию профессии, когда уничтожается даже само понятие мастерства. К счастью, я редко выхожу из репетиционного зала, а там жизнь по-прежнему полна чудес.
Так сложилось, что у нас нет своей ниши в обществе. Нет постоянной работы, социальной защиты, медицинского страхования. Мы не знаем, что с нами будет завтра. Но мы к этому привыкли. И сейчас, когда в подобном положении или близко к нему оказываются и другие люди, и мы ловим их осознанные взгляды, мы вдруг... не чувствуем себя совсем одинокими. И опять же вдруг... работы прибавилось. Кто-то дает людям хлеб, мы даем им зрелища.
Артист останется артистом
Как сказал Станислав Варкки, их театр - это еще и школа. Жанрам, в которых работают артисты «Королевского театра», - клоунаде, пантомиме, другим формам уличного театра - по сути, нигде в мире не учат. Нет учебных заведений, которые выпускали бы профессионалов в этих областях. Поэтому Станислав и Лариса, которая к тому же еще и профессиональный тренер по художественной гимнастике, обучают всему этому желающих.
- Наш театр - настоящая лаборатория, мы постоянно экспериментируем. Например, два года назад участвовали в интересном проекте. Набрали группу из числа нарвских безработных, человек восемь. Объяснили, что будем играть в театр, они согласились. Работали по 6 часов в день. Потом повезли их на фестиваль уличных театров, где они выступили и оказались далеко не самые худшие. Никто не заподозрил, что это - безработные. После всего я их спросил: «Ну что, понравилось? Хотите быть артистами?». Они ответили, что да, здорово, но артистами не станут: «Такая работа не для нас - тяжеловата».
Пробуем мы делать и онлайн спектакли, причем, уже давно. Кино - это некая параллельная линия в творчестве, когда то, что делается в реальном времени, переносится на экран. Отснятого материала накопилось много, но необходимо время, чтобы его оформить.
Возвращаясь к значимым датам... Когда тебе за 50, их вдруг оказывается много: первая роль в кино, первый спектакль. Потом - достижения всякие: год, когда мы с Ларисой были признаны лучшими мимами в СССР, когда я стал лучшим в мире белым клоуном, когда меня признали самым известным эстонским артистом, когда Ларису назвали лучшей артисткой балета или когда она стала мастером спорта. Так что повод для юбилея всегда найдется. В новом году, например, исполнится 25 лет, как наша дочь вышла на профессиональную сцену.
Интересоваться чем-то еще, помимо нашего искусства, у нас нет времени. Что такое выходной или отпуск, мы не знаем. Каждое утро мы встаем и идем, куда никому кроме тебя не нужно. Кто-то скажет, что минуты аплодисментов не стоят потраченной на это жизни. Но с другой стороны, я делаю то, что хочу, что умею лучше остальных и лучше всего. И люди мне за это искренне благодарны. Любой мастер скажет, что это дорогого стоит.
Принято делиться ближайшими планами, так вот, знайте, что в Нарве мы открываем площадку, которая будет работать как театральный клуб. Запуск ее произойдет в Восточный Новый год. Добро пожаловать!
Александр АЙСБЕРГ
Инфопресс №01, 2023 г.