Театр живет не благодаря, а вопреки
«Мне нравятся люди, одержимые театром», - сказал как-то известный эстонский режиссер, популярный также и за рубежом, Рейн Агур. Он сказал это прошлой весной, выступая в прессе в защиту... русскоязычного театра. Всеми известной и любимой «Мельницы». От кого же нужно защищать творческий коллектив, который не так давно отметил свой двадцатилетний юбилей?
Несмотря на то, что «Мельницу» знает и любит не только ида-вируский, но и таллиннский зритель, считаю правильным начать этот материал, вернувшись в прошлое.
Двадцать лет назад молодые, творческие, активные люди задумали открыть в городе Йыхви детский театр. И получили поддержку. Здание и сцену, которой могли распоряжаться по собственному усмотрению. Они и распоряжались. Играли спектакли, и всегда маленький, уютный дом был полон детскими голосами. Наличие собственной сцены давало возможность привлекать к работе и молодое поколение – в театр с удовольствием шла молодежь. Шла, чтобы научиться любить зрителя, чтобы окунуться в волшебную атмосферу настоящей театральной жизни.
Что случилось потом, знает каждый, кто когда-либо приходил на спектакли «Мельницы». Здание у театра забрали, и место, на котором оно было построено, передали, видимо, для более «рационального» использования – сейчас здесь красуется огромный торговый центр.
Казалось бы, эти трудности должны были сломить коллектив. Ан нет, театр выжил. И не просто выжил, а продолжал работать – ставить спектакли. Только вот пришлось переквалифицироваться в выездной вариант, ибо сцены больше не было. Что ж, «Мельница» гастролировала по школам и детским садам, показывала спектакли в несколько «урезанном» в плане декораций виде. Но все равно делала их качественными, подходя к каждому своему творению с наработанным за годы профессионализмом и душой.
И опять театр жил надеждой. Забрезжила она, когда в Йыхви приступили к постройке Концертного Дома. «Мельнице» обещали там помещения. Но труппа втайне лелеяла надежду, что можно будет вернуться на сцену. И играть свои спектакли стационарно, пусть не с такой регулярностью, как раньше, но все-таки... Сцена есть сцена.
Однако надежды не оправдались. Концертный дом – проект дорогой. Он должен приносить деньги. А какие деньги сделаешь на детском театре, который заплатить за аренду зала просто не в состоянии? Правда, «Мельнице» дали возможность четырежды в год играть свои спектакли на сцене без аренды. И за то спасибо.
Лишили дотации
Впрочем, театр жил дальше. Чем могла, помогала волость, кроме того, из государственной казны театру по праву выделяли ежегодную дотацию. «Мельница» не прекращала свою работу – ставила новые спектакли. Приглашая к сотрудничеству в том числе и таллиннского режиссера Рейна Агура. Тот, познакомившись с коллективом поближе, понял, что имеет дело с настоящими артистами, преданными сцене всей душой и не раз доказавшими это, выжив в совершенно немыслимых условиях.
Итак, театр готовился отмечать свой двадцатилетний юбилей... Спектакль «Сценомания», поставленный Агуром, был задуман как своеобразный отчет за годы проделанной работы. У зрителей, пришедших на премьеру, глаза блестели от слез. А какая еще награда может быть выше для актеров и режиссера, чем это?
Известие о том, что «Мельницу» лишают государственной дотации, стало громом среди ясного неба. Объяснений правительства можно привести немало. Но всем все и так понятно – в стране экономический кризис. И в первую очередь урезали финансирование на культуру. Осмелюсь сказать больше – кислород начали перекрывать в первую очередь русскоязычным театрам. И «Мельница» попала в эти жернова, как бы нелепо это не звучало.
Лето стало для труппы своеобразным испытанием. Ребята честно признаются, что настроения в театре были упадническими. «Ничего не хотелось делать. Казалось, что нет никакой надежды, никакого просвета», - говорят актеры.
Театр никогда не ставил целью заработать капитал. Честно сказать, самоокупаемый театр – это из области фантастики. Для того, чтобы он существовал, необходима помощь и поддержка, в первую очередь – государства, затем – местного самоуправления, и, наконец, спонсоров.
«Мельница» лишилась поддержки государства. Другими словами, государство просто «наплевало» на маленького и взрослого зрителя, который за многие годы привык к мысли о том, что в городе есть театр.
Жизнь продолжается
И даже несмотря на это, театр продолжает жить. Это кажется немыслимым в сложившихся условиях, когда в «Мельнице» работают взрослые, семейные люди. А ведь им нужно кормить и одевать детей. «Наша зарплата, наверное, меньше пенсии», - смеются актеры. Но это смех сквозь слезы.
Сейчас труппа готовит к выпуску спектакль «Спящая красавица». На столе расставлены очаровательные куклы, которые будут задействованы в постановке вместе с актерами. Шьются костюмы. И глядя на то, что выходит из-под рук театралов, невольно поражаешься, откуда у ребят еще столько энтузиазма, чтобы буквально из ничего делать сказку.
«Именно так. Новую дорогую ткань мы теперь позволить себе не можем. Поэтому нас выручают наши запасы – что-то перешиваем, что-то переделываем. Кто-то что-то приносит из дома. И даже покупает за свои деньги. Пока мы живем и дышим, мы не можем бросить театр», - говорит актриса Ирина Арцимовичене.
«Конечно, ребятам трудно. Но они продолжают работать», - говорит директор театра Валентина Фурсова и показывает бумаги, в которых указывает ту сумму, которая «Мельнице» необходима в год, чтобы просто выжить. «Будем просить у волости. Но, естественно, всех этих денег нам не дадут. Бюджет не резиновый, покрыть дотацию, которую ранее выделяло государство, нет возможности. Спасибо, что местные власти не бросают нас», - говорит директор.
Новый спектакль первыми увидят таллиннцы
Да, как это ни странно, но по окончании постановочного процесса труппа отправится на гастроли. Для того, чтобы как-то выжить, билеты на спектакли несколько подорожали. В нашем регионе они будут стоить 35 крон, в столице – 45.
Несколько слов о самом спектакле.
Как всегда, спектакль не имеет жестких возрастных ограничений. Он интересен как для детсадовских малышей, так и для старшеклассников. «Мельница» умеет играть так, чтобы увлечь происходящим на сцене зрителя любого возраста.
Поначалу Рейн Агур хотел поставить «Спящую красавицу», но чуть позже все переиграли, и в результате к юбилею вышел спектакль «Сценомания», о котором уже говорилось выше. А идея со «Спящей красавицей» так и «повисла в воздухе». С началом сезона труппа всерьез занялась постановкой этого спектакля. «Разумеется, мы не стали использовать пьесу Рейна, поскольку он уже ставил ее с другими театрами. В процессе работы вырисовалось нечто свое, то, что близко именно нашему коллективу», - рассказала Ирина Арцимовечене.
В спектакле «Мельницы» оживает старая шкатулка, хранящая волшебные воспоминания о прошлом. Из шкатулки выходят сказочные персонажи, и перед изумленными зрителями разыгрывается известная история, приправленная особыми приемами игры актеров «Мельницы». Спектакль предполагает некую игру со зрителем, импровизацию. Именно поэтому он строится не в жестких условиях законченного материала, а более «гибким», оставляя актерам возможность экспериментировать в рамках сюжета.
Спектакль получается стильным: одежда и декорации – времен французской Реставрации, с причудливыми замками. Возможно, музыкальное оформление будет классическим, с использованием отрывков из «Спящей красавицы» Чайковского.
Театру нужна сцена!
Пока мы беседуем о спектакле, глаза актеров блестят энтузиазмом и радостью, но постепенно в них появляется видная невооруженным взглядом грустинка. Театру нужна сцена. Без нее как без воздуха. Идей много, сил – тоже. Но надолго ли их хватит? Что ждет русскоязычный театр здесь, в Эстонии? На эти вопросы ответить никто не может. Неуверенность в завтрашнем дне порождает разные мысли – вплоть до прекращения творческой деятельности. Ясно, что государству эти театры не нужны. Иначе чем объяснить хладнокровный отказ в финансировании?
«Нам говорят: езжайте в Россию. Но разве мы можем оставить нашего верного зрителя здесь, в Эстонии? Когда-то мы все приехали в эту страну с желанием творить, нести радость, делать свое дело качественно и приносить радость детям и взрослым. Пока мы дышим, «Мельница» будет жить. А что дальше... Об этом даже говорить не хочется», - рассуждают актеры.
Наверное, это наивно, но все равно хочется обратиться к предпринимателям, готовым стать спонсорами театра и помочь ему выжить. Если правительство отказывает в поддержке, может, стоит самим зрителям внести посильный вклад и помочь «Мельнице» в трудное время?
В любом случае – низкий поклон труппе «Мельницы» за их мужество, стойкость и те мгновения ни с чем не сравнимой радости общения с прекрасным, которые они несут своему зрителю.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №38