Вере и духовности границы не мешают
В воскресенье, 21-го сентября православная церковь отмечала великий праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Именно в этот день мне удалось побывать на подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, что в Санкт-Петербурге.
Подворье расположилось на берегу Невы, и на его территории возведена церковь, появившаяся вместо бывшей часовни, построенной около церкви иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте» (с грошиками), возведенной ради этого чудотворного образа. До революции она находилась в часовне на Стеклянном заводе, куда ежедневно стекалось множество богомольцев. Икона была обретена одним из купцов Куракиных. Он увидел, как по Неве плывёт икона, и когда она волной была прибита к берегу, купец Куракин принял её, и она стала семейной святыней. Затем образ перешёл купцу Семёну Ивановичу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных. Случилось так, что Матвеев тонул в Неве и усердно взмолился Богородице о помощи. Внезапно подул боковой ветер, и доску с утопающим прибило к тому месту, где стояла Тихвинская часовня. Матвеев возблагодарил Владычицу небесную за своё спасение и пожертвовал в часовню родовой образ Божией Матери. В 1888 году, 23 июля, над столицей разразилась страшная гроза. Молния ударила в Тихвинскую часовню, в ней начался пожар. Пожарные огонь потушили, но молния опалила стены часовни, повалила некоторые иконы на пол и разбила кружку для пожертвований, рассыпав бывшие в ней деньги. Когда из часовни стали выносить поврежденные пожаром иконы, то неожиданно с благоговением увидели, что икона Божией Матери дивно обновлена небесным огнём: потемневший от копоти лик Богоматери просветлел, и к нему чудно пристали 11 грошиков из разбитой молнией кружки.
Сам храм был снесен в 1932 г., икона сохранена верующими и со временем передана в Свято-Троицкую церковь («Кулич и пасха»), а обезглавленная часовня уцелела. Теперь это церковь, силами монастыря она восстановлена, на ее территории находится могила блаженной Матроны Босоножки, очень почитаемой петербургской святой.
В самом Зеленецком монастыре (а находится он в Волховском районе Ленинградской области) мне побывать не удалось, ибо автомобильная дорога, проложенная, кстати, не так давно, сейчас находится в ремонте. Впрочем, и на подворье много чего можно узнать о монастыре, об истории и пути возрождения, по которому его сейчас ведут игумен и братия.
История
Основателем монастыря считается преподобный Мартирий. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря – 1563 год. Первую церковь на территории обители построил сам Мартирий.
Особую лепту в благоустроение Зеленецкого монастыря после преподобного Мартирия внес в XVII веке новгородский митрополит Корнилий, постриженик Зеленецкой обители, возродивший монастырь в камне.
За века своей истории Зеленецкий монастырь повидал разное. Его разоряли шведы, захватывали раскольники, грабили разбойники. А в XX веке как трудовая артель монастырь просуществовал до 1937 г. Накануне своего ареста настоятель собрал братию и благословил спасаться бегством и уносить святыни от поругания. Но часть насельников все же осталась, готовясь принять мученический конец. И они его приняли…
Тому есть очевидное свидетельство. Западная стена монастырских стен – вся в мелких дырочках. Это следы от пуль, оставшиеся от расстрела зеленецких монахов.
В советское время монастырь занимали различные учреждения. Святыни подверглись поруганию, но здания еще были пригодны для проживания. А в 1980-е гг. обитель осталась без хозяев и подверглась окончательному, полному разграблению. Когда в 1992 г. монастырь был передан Церкви, монахи пришли уже к руинам.
За шестнадцать лет обитель преобразилась. Уже полностью отреставрированы колокольня, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, воссоздается Свято-Троицкий собор. Восстановили келейные корпуса для братии, подведены коммуникационные системы. Возможность более скорого возрождения обители появилась после строительства в 2001 г. автомобильной дороги к монастырю. Прежде сообщение было только железнодорожное, что затрудняло доставку строительных материалов.
Теперь первоочередные строительные работы подходят к концу, идет внутренняя реставрация главного собора. При расчистке соборных фресок обнаружилось, что под росписью XIX в. остались отдельные фрагменты фресок XVII в., времени строительства каменного собора. И хотя они почти полностью утрачены, тщательное изучение росписей поможет воссоздать их в наиболее приближенном к первоначальному виде.
Игумен Пахомий (Трегулов): «Восстановление монастыря – благое дело»
Конечно, на все это нужны немалые средства. Спрашиваю у руководства монастыря, кто помогает им в финансировании, и получаю ответ: «все делается на пожертвования». Говорят, что городская администрация практически ничем возрождению монастыря не помогает. «Сейчас мы собираемся подавать заявку на участие в федеральной программе, - говорит настоятель игумен Пахомий. - Государство должно обратить внимание на возрождение наших святынь! Монастыри всегда были крепостями, в них стекались ищущие молитвы и благодати. Думается, наш народ прошел путь очищения, искупив страданиями грех отступления от Бога. Россия начинает возрождаться. Нужно потерпеть, подождать, пока наши монастыри начнут приносить духовный плод. Чтобы жить и молиться в монастыре, нужно прежде восстановить его стены. Уже это – великий подвиг».
Для духовности не существует границ
Не могу не поднять тему границ и напряженных в свете последних событий отношений России и Эстонии. Отец Пахомий замечает на это, что все мы – христиане, а значит, братья и сестры. И никакой раздел территорий не сможет пошатнуть неделимое – веру и любовь к ближнему.
На подворье я знакомлюсь с одной из прихожанок монастыря, одноклассницей Святейшего патриарха Алексия, Елизаветой Эдуардовной Забалуевой. Сама она – родом из Эстонии, и каждый год находит в себе силы приезжать в Пюхтицкий монастырь, хотя уже далеко не молодая. Женщина эта пережила блокаду и немецкий плен, и может очень долго рассказывать о том времени. Но сейчас, во время разговора со мной, и ее волнует только один вопрос – отношения России с Эстонией, точнее, кризис этих отношений.
О главных святых, связанных с Зеленецким монастырем
Это, прежде всего, святой Мартирий Зеленецкий и Матронушка Босоножка.
Обратимся же к их житиям, чтобы лучше понять, отчего так почитаемы на Руси, и особенно в Петербурге, эти святые.
Святой Мартирий
Будучи иноком Тихвинского монастыря, преподобный Мартирий давно стремился к пустынножительству и собирался отправиться на поиски уединенного места на берега Белого моря. Но ученик Мартирия Авраамий рассказал наставнику о бывшем ему удивительном видении: «Однажды после вечерни, по выходе из соборной церкви, видел я на западной стороне неба, далеко от Тихвинского монастыря, звездный крест над одним местом, до которого впоследствии дошел я с великим трудом; это-то место очень удобно к пустынной жизни».
Помолившись перед Тихвинской иконой Божией Матери (которая относится к типу «Одигитрия» – путеводительница) и взяв с собой в дорогу два образа – Святой Троицы и Божией Матери – преподобный Мартирий отправился на поиски указанного Богом места. С помощью крестьянина Иосифа из села Буборино святой нашел среди топких болот желанное место, которое называли Зеленым островом: зелень здесь была особенно яркой, а сама местность, как морем, была окружена болотами и лесами. Здесь и остался для молитвенного подвига преподобный Мартирий, соорудив себе келью и часовню. Некоторое время святой подвизался здесь один, но со временем вокруг него стали собираться те, кто также стремился к суровой духовной жизни. Маленькая часовня уже не вмещала всех богомольцев, и тогда преподобный возвел рядом небольшую деревянную церковь в честь Пресвятой Троицы. Вскоре о подвигах преподобного узнал купец Федор Дмитриевич Сырков, известный благотворитель, и пожертвовал немалые средства, на которые рядом с Троицким храмом была построена Благовещенская церковь с трапезной и деревянная ограда. Так была образована новая обитель. В 1583 г. святой Мартирий был рукоположен в священники и принял сан игумена.
Подобно многим святым, Зеленецкий чудотворец сам ископал себе могилу и сделал гроб. В течение полутора лет он постоянно приходил к отверстой могиле и со слезами молился возле нее. Перед смертью святой Мартирий собрал братию монастыря и обещал им, что духом всегда пребудет с ними. Преподобный отошел ко Христу 1 марта 1603 г., оставив прихожанам любимое детище – Свято-Троицкий монастырь.
Блаженная Матрона (схимонахиня Мария)
Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, и Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. После гибели на войне мужа, Матрона решила всю оставшуюся свою жизнь посвятить Богу. После того, как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую, одежду. Посещала она соловецких чудотворцев, странствовала по святым местам России и четыре раза босая ходила в Иерусалим, в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех.
Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет - у часовни во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни.
Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося её о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По её молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьезную нужду, помолившись вместе с ней получали необходимое.
Получая иногда в дар большие средства, Матронушка тут же раздавала их обездоленным беднякам, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.
Следует отметить, что Матронушку высоко чтила царская семья, императрица Елизавета Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.
Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радосте (с грошиками).
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №39