Берегини Марии Тузовой
Что можно придумать, если муж – рыбак?
Как-то в очередной раз выбирая из ухи рыбьи косточки, Мария удивилась: до чего же красивые узоры складываются из этого отходного материала… Разложила, посмотрела, и сообразила: ведь изо всех этих остатков, то есть косточек, можно создавать оригинальные картины. Сюжеты складывались в зависимости от того, куда направлялся полет фантазии. Где-то Мария увидит птичку, где-то девушку-русалку из украинского фольклора, где-то покажется необыкновенный цветок.
Иногда, как она рассказывает, от зарождения сюжета до воплощения его в законченную картину проходит совсем мало времени. А бывает, очень долго приходится раздумывать, как, например, изобразить паутинку, да изобразить так, чтобы было не просто похоже, а чтобы эта самая паутинка из косточек казалась невесомо-воздушной.
Какое-то время камнем преткновения для мастерицы стала основа - та, на которую впоследствии ложится материал. Как ее сделать такой, чтобы изображенное на картине играло и выгодно контрастировало с «подкладкой»? Случайно попавший в поле зрения кусок черного бархата стал идеальным вариантом для полета творческой фантазии.
А потом новая головная боль: из чего изготавливать рамки для своих картин? Ведь покупать готовые - удовольствие не самое дешевое. Как-то, попав в больницу, Мария машинально взяла в руки бумажные рекламки, коих в каждом почтовом ящике всегда обнаруживается великое множество.
- Сижу и кручу в трубочки эти бумажки. «Что ты делаешь?» - спросили меня. - Еще не знаю, - ответила тогда. А потом дошло: из этого же могут получиться хорошие рамки для моих картин! Так и пошло: вся реклама идет на переработку.
Потом были куколки
Впрочем, почему потом? Картины из рыбьих косточек создаются новые. Ведь муж приносит свежую рыбу, а новые идеи не заставляют себя ждать.
Но в последнее время Мария увлеклась народным украинским фольклором, ведь сама она по национальности украинка. Причем, особенно ее заинтересовал обрядовый фольклор и обрядовые куколки-берегини, о назначении которых многие, наверное, уже и не знают.
В дохристианские времена на Руси, как рассказывает Мария, куколок мастерили из тряпочек или из бересты. Во времена Чингисхана, например, вообще было запрещено пользоваться куклами, как частичкой своей культуры. И чтобы сохранить куколок, бабушки стали делать их маленькими и прятать деткам за рубашечку, как амулеты. Такие куколки, как известно Марии, потом хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.
Мария достает одну из смастеренных ею куколок и объясняет:
- Вот это, например, куколка-крупеничка, в нее собирали первый урожай. И в первый день сева из куколки брали зерно и сеяли его на поля. Такие крупенички ставили в красный угол избы. Если крупеничек было много, значит, семья была зажиточная. А если мало, то, например, путник, нашедший кров в этом доме, мог даже сам угостить хозяев своими дорожными припасами, - делится фольклорным наследием Мария Тузова.
Мария показывает другую куколку - пеленашечку. И рассказывает: после того, как в семье рождался ребенок, мужу быстренько давали в руки эту пеленашечку, одевали его в женские одежды, и всю неделю новоявленный отец должен был изображать роженицу, чтобы злая сила не попала в настоящего ребеночка.
- Видите, ни у одной куклы нет глаз. Потому, что мы чувствуем все через глаза, а глаза –зеркало души, - объясняет хранительница народного фольклора.
Еще одна куколка - вепская - представительница редкой, но еще сохранившейся народности, проживающей на территории современных Ленинградской и Вологодской областей. Такая куколка означала плодородие, или иносказательно - готовность девушки к замужеству. Если в девичьем окошке появлялась такая куколка, все понимали - в этот дом можно засылать сватов.
Мария перебирает смастеренных куколок и достает еще одну - свадебную. Такая куколка, как рассказывает женщина, подвешивалась над дверями. И с рождением ребенка в семье к полам одежды такой куколки цепляли маленького куколенка. Сколько маленьких куколок - столько и деток в семье. Впервые перешагнувший порог этого дома человек уже не спрашивал: сколько у вас детей? – Все было видно по куколке.
Еще одна куколка – каргопольская. Она была популярна в четырнадцатом-шестнадцатом веках. Это кукла поклонения воде. И это единственная кукла, которую можно шить, ведь все остальные не шьются, а только заматываются ниточками.
Мария показывает смастеренное ею мировое дерево по образу и подобию старинных, символ которого - чтобы муж и жена никогда не ссорились. Такое дерево вставляли в свадебный торт или пирог. Еще один символ старины далекой - куколки-куватки, которые, по словам Марии, вешали деткам в кроватки вместо погремушек. И каждая такая куколка - от определенной болезни, домашний оберег.
А вот еще одна разновидность куколок – мартиннички. Их, по словам Марии, дарили своим знакомым в марте, когда начиналась весна.
А есть еще куколки-даренки. Ее может сделать каждый. В старину, с приходом масленицы, когда водили хороводы, каждый делал свою даренку, заряжая ее своей энергетикой. И, заступая в хоровод, люди обменивались куколками, обменивались энергетикой.
Солнечный оберег – тоже маленькая куколка, заряженная на благополучие и здоровье. Такую куколку, говорит Мария, человек должен обязательно делать с хорошими мыслями, с хорошими песнями и пожеланиями. Эту берегиню, по словам мастерицы, нужно носить на груди.
Татьяна ЩЕРБИНИНА
Фото автора
Инфопресс №32 (2013 г.)