Татьяна Соколова: «Учите детей замечать прекрасное»
Год назад две девочки, ученицы Нарвской музыкальной школы, участвующие в международном конкурсе имени Аренского в Великом Новгороде и награжденные дипломом «За лучшее исполнение произведений Аренского», получили персональное приглашение на конкурс в Латвию. Это случилось прямо на церемонии награждения, когда к ним подошел член жюри, профессор Рижской академии музыки Раффи Хараджанян.
Это был VI Международный конкурс малой камерной музыки имени Норы Новик, который прошел в середине апреля этого года в Марупской школе музыки и искусств (Латвия). Эстонские дети впервые приняли участие в этом конкурсе, и… Энола Мелкова и Ксения Сергеева стали лауреатами Первой премии и получили специальный диплом за исполнение пьесы эстонского композитора Всеволода Поздеева «Улыбки».
В условиях конкурса значилось, что необходимо будет сыграть два произведения, причем, одно из них из 20 века, другое – из 21-го. Приветствовалось, чтобы автор одного из произведений был местным.
Пьесу «Улыбки» написал педагог Нарвской музыкальной школы Всеволод Поздеев, посвятив ее девочкам и их педагогу Татьяне Соколовой. И в результате – такая высокая оценка от жюри как исполнительницам, так и автору.
Раффи Хараджанян, профессор Латвийской музыкально академии так отозвался о дебюте на конкурсе нарвитянок (игравших дуэтом):
- Фортепианно-ансамблевое движение нынче активно развивается во многих странах. Это можно понять и объяснить: в сегодняшнем обществе (или мире) нужно быть не только крепким специалистом, но и уметь общаться. Гибко, дружественно... В том числе - и посредством музыки. Вот такого рода естественное общение мы увидели в конкурсных выступлениях девочек из Нарвской музыкальной школы. Энола Мелкова и Ксения Сергеева играли синхронно, пластично, с взаимопониманием, у них хорошо звучали рояли. Удачно и умно была подобрана программа. Это и датский композитор-романтик Людвиг Шитте, чьи сочинения мы с каждым днем все более открываем в Балтии. Это и эстонский автор В. Поздеев, дебютировавший на латвийской сцене привлекательным сочинением «Улыбки». Оно проникнуто светлым настроением, хорошо разработано, запоминается мелодическими линиями и ритмической активностью. Понятно, что в успехе фортепианного дуэта из Нарвы нельзя не заметить «руку педагога» - Татьяны Соколовой, без ее энтузиазма и профессионализма высокий результат вряд ли был бы достигнут. Как ни странно, но в марупском конкурсе ансамблей, носящем в последние годы имя легендарной латышской пианистки Норы Новик, эстонская молодежь участвовала впервые. В 2014 году творческое соревнование будет проводиться опять. Будем рады видеть представителей Эстонии вновь.
Энола и Ксюша – ученицы пятого класса музыкальной школы по классу фортепиано. Девочки – гордость своего педагога. Они все время принимают участие в различных конкурсных программах, следует отметить, весьма успешно.
О том, кто такие одаренные дети и что вообще значит музыкальное образование для человека, наш разговор с преподавателем девочек – Татьяной Соколовой.
- Ваш педагогический стаж весьма солиден – более 30 лет. Это дает возможность сравнить, насколько отличаются одаренные дети нашего времени от своих сверстников в прошлом?
- Я не могу сравнивать. Во все времена есть дети одаренные, и их много. Тут просто должны совпасть желания родителей и детей. Бывает, конечно, дети с сильным внутренним стрежнем, которые готовы заниматься по зову души, но это большая редкость. А вообще, для того, чтобы одаренный ребенок действительно раскрылся, требуется большой труд родителей. Прежде всего – это умение организовать ребенка. Ведь мы видим детей максимум три раза в неделю, все остальное – это усилия мам и пап. У меня была совершенно чудесная бабушка, которая так хотела, чтобы ее внучка занималась музыкой, что сама привела ее в школу, купила инструмент, приходила на уроки… Она буквально жила этим, хотя мама девочки была не в восторге от идеи отдать дочь в музыкальную школу. И вот спустя три года девочка вдруг раскрылась, заиграла. И мама увидела, насколько ребенку это нравится, насколько она стремится к занятиям, и поменяла свое мнение.
- Ритм жизнь стремительно меняется. Дети все больше времени проводят за компьютерами, им уже непросто сесть за инструмент, посвятив этому свое свободное время. Это мешает занятиям музыкой?
- Безусловно. Но опять же, вернусь к роли родителей. Я вижу примеры, когда родители очень «дозируют» телевизор и компьютер. И это правильно – соблазн окунуться в интернет и забыть о времени велик даже для взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Поэтому, опять же, необходимо эти вещи ограничивать, чтобы время ребенка было правильно и полезно организовано. Нужно учить терпению и усидчивости.
- Как вы относитесь к тому, что некоторые учителя общеобразовательной школы считают занятия в школах искусств чем-то мешающим получению ребенком необходимого школьного образования?
- Несомненно, трудно учиться в двух школах! Но, опять же, таким образом мы даем ребенку возможность выбора – а вдруг он талантлив в той области, в которой ему не предложат попробовать свои силы из-за опасения нагрузок? Не хочу обидеть учителей общеобразовательных школ, но меня удивляет такая постановка вопроса: что, мол, если тут не успевает, то и никуда ходить больше не стоит. Я думаю, что это в корне неправильно. Нужно учиться совмещать, нужно учиться находить время. Может, нужно просто расставить приоритеты? Пусть, к примеру, музыкальная школа будет всего лишь для общего развития, а на что-то другое времени будет тратиться больше. Опять же, по опыту своих девочек-конкурсанток – они не только хорошо учатся в школе и ездят по международным конкурсам, но и участвуют в различных олимпиадах и школьных мероприятиях. Ведь как-то у них получается совмещать!
- Что дает человеку музыкальное образование? В его повседневной жизни?
- Недавно ко мне в гости зашла моя бывшая ученица, которая сейчас живет в Италии и сама мама двоих детей. Она не отличалась какими-то сверхспособностями, просто училась, и все. И тут честно призналась мне, что делала это только ради мамы, которая настаивала на том, чтобы дочь школу закончила. Знаете, тем не менее, что она мне сказала? «Татьяна Дмитриевна, как бы там ни было, а самая любимая моя музыка – классическая». То есть понимаете, вкус все равно сформировался! Я никогда не забуду, как мой собственный сын, которого я взяла на концерт в филармонию, сказал мне: «Мама, все-таки лучше музыки Баха нет в мире ничего».
Не подумайте, что я считаю, что все абсолютно дети должны учиться в музыкальной школе. Конечно, нет. Но прикоснуться к искусству нужно каждому. Берите своих детей на концерты, в музеи, в галереи. Вроде бы, кажется, маленьким это и неинтересно, и скучно… А на самом деле, если вы не покажете им, то откуда они узнают о прекрасном?
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото из архива Татьяны Соколовой
Инфопресс №20