Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Впервые в Нарве прошел День финского языка

Впервые в Нарве прошел День финского языка

В приграничном городе, в котором приживают представители более 50 национальностей, прошла серия мероприятий, посвященных Дню языка, на котором создан северный эпос «Калевала». 9 апреля в Нарвском колледже Тартуского университета состоялись торжественное открытие, семинар по финскому языку и культуре (доклады, мастер-классы), викторина, были предложены лакомства национальной кухни. А 13 апреля в лютеранском храме Св. Михаила прошло богослужение на финском языке.

Напомним, что такое земля Ингерманландия. Согласно историческим данным, в начале XVII века, во времена шведского владычества, от реки Наровы до реки Невы располагалась провинция Инкери (финское название) с административным центром в городе Нарве.
Более 20 лет назад в Нарве было создано культурное общество ингерманландских финнов. Ныне в приграничном городе, бывшем административном центре Инкери, финнов насчитывается менее пятисот человек. В учебном центре «Диалог» преподается финский язык в рамках индивидуального обучения. Учащиеся – ищущие работу в Финляндии молодежь и представители средних поколений, которые раньше уже работали в северной стране и поэтому видят потребность в изучении финского. Эстонский язык им очень помогает в учебном процессе.
День финского языка традиционно отмечается 9 апреля, в день кончины Микаэля Агриколы - автора первой финскоязычной азбуки и катехизиса, переводчика Нового Завета. Агрикола, скончавшийся в 1557 году, был первым лютеранским финским епископом. 9 апреля родился собиратель карело-финского фольклора, просветитель и составитель всемирно известного эпоса «Калевала» Элиас Лённрот (1802–1884).
Пастор из Финляндии Паси Гуянен, который ведет в России миссионерскую деятельность, говорит, что при правлении российского императора Александра II в Финляндии развивались финский язык и культура. Об этом в свое время пастору говорил его учитель. Не случайно в Хельсинки установлен памятник Александру II.
«История несет в себе сюрпризы», - мнение миссионера, который своими суждениями опровергает бытовавшее ранее в исторической науке утверждение о царской России как о «тюрьме народов».
И еще одно утверждение финского пастора примечательно: Россия более христианская страна, чем Финляндия. Христианские ценности в России более уважаются.
Но, безусловно, пастор патриот, любящий родную землю. «Мы можем в молитвах просить Господа, чтобы он сохранил наши страны!»
Преподаватель финского языка и председатель Санкт-Петербургского Cоюза ингерманландских финнов Владимир Кокко рассказал о демографической динамике: на рубеже XIX-XX веков в Ингерманландии (историческая область на Северо-Западе современной России) проживало 130 тысяч финнов, в 2002 году – 12 тысяч, а в 2010 году – 8 тысяч.
Причины сокращения численности разные, в основном - отъезд в Суоми. Ни одной деревни не осталось, в которой бы финны преобладали в численности над русским населением. «Чтобы остаться финном, надо предпринять усилие. Мы живем в русскоязычной среде, шесть миллионов человек в нашем регионе. Почти все семьи смешанные, моя жена русская», - говорит В.Кокко. (Шесть миллионов - в Северной столице и Ленинградской области).
Руководитель Союза ингерманландских финнов уверен, что сохранение национальной самобытности – в изучении и сохранении родного языка. «Если у тебя два языка – финский и русский, если воспринимаешь две культуры – ты в два раза богаче, у тебя в два раза больше друзей», - уверен В.Кокко. Он также говорит, что хорошо быть финном: со знанием двух языков петербургские финны востребованы на рынке труда. Выучив финский язык, соплеменники укореняются в Санкт-Петербурге и работают в разных отраслях.
Церковная жизнь петербургских финнов в Северной столице сосредоточена в приходе лютеранского кафедрального собора Святой Марии (Церковь Ингрии) на ул. Большая Конюшенная.
На встрече в лютеранском храме Святого Михаила выступили хор Нарвского общества ингерманландских финнов и хор из Ленобласти (Дудергофский лютеранский приход, Ломоносовский район).
Организаторы Дней финского языка – преподаватель эстонского и финского языка в центре «Диалог» венгерский филолог Силард Тот, Нарвский колледж ТУ, приход нарвского лютеранского Александровского собора (пастор Виллу Юрьё), Нарвское общество ингерманландских финнов (председатель Хелле Кулдсепп). Содействовал Финский институт (Таллинн-Тарту)
Беседую с финским пастором-миссионером. Паси Гуянен говорит, что возведением в финской столице памятника российскому императору финны отдают должное царю как либеральному правителю. У финнов в годы правления Александра II появились широкая автономия, широкие права. Отвечая на вопрос, почему у Хельсинки и Москвы дружеские отношения, а некоторые эстонские политики отвергают возможность сотрудничества с Россией в экономической, политической и иных сферах, финский пастор поясняет: по его мнению, в действительности между Эстонией и Россией нет проблем. Кто же их искусственно нагромождает? По мнению финского пастора-миссионера, довлеет традиция, сказывается память о советском прошлом. В советское время эстонцы очень опасались русификации и эта историческая память остается важным фактором и поныне. Вот и в вашем городе Нарве, говорит журналисту Паси Гуянен, 90 процентов русских. «Конечно, это не естественная ситуация, она создана искусственно, - считает пастор. - Но я также думаю, что Россия не желает вернуть себе Нарву». По его словам, особенно памятны эстонцам, старшему поколению, организованные НКВД депортации в Сибирь в 1940-х годах. Более 20 тысяч эстонцев было выслано со своей земли, огромная трагедия для этого балтийского народа. Трудно найти эстонскую семью, родственники которой не были бы подвержены в те годы репрессиям.
«Одна пожилая прихожанка, в ингерманландском приходе в Санкт-Петербурге, мне сказала, что за сталинские репрессии нельзя винить нынешнее поколение русских. Умудренная жизнью прихожанка понимает, что это - история, а сегодня надо строить жизнь не на вражде, а на добрых отношениях между разными национальностями».
После событий Бронзовой ночи (массовые волнения в Таллинне и на Северо-Востоке после переноса в эстонской столице бронзового памятника воину-освободителю в апреле 2007 года) с прилавков Петербурга исчезли эстонские продукты, а сейчас вновь появились. Появились и грузинские боржоми и вино – Россия налаживает добрые отношения с кавказским государством. Это, по мнению пастора, является ярким примером – народам выгодно, когда страны дружат.
* * *
Напомним историю. Владычество Швеции в Финляндии длилось более шестисот лет. После русско-шведской войны (1808-1809) царь Александр I объявляет Финляндию автономным Великим княжеством. В эту эпоху финны почувствовали себя нацией с едиными культурой, историей и языком. В эпоху правления Александра II (родился 29 апреля 1818 – погиб от рук террористов 13 марта 1881), которого называют царем-реформатором и освободителем, в Российской империи было отменено в 1861 году крепостное право.
На Сенатской площади в Хельсинки в 1894 году был установлен памятник Александру II. Возведением в центре столицы этой величественной скульптуры финны выразили благодарность за укрепление основ своей культуры, за признание финского языка государственным.
Российское правление длилось до 1917 года.

Евгений АШИХМИН
Фото автора:
Финский пастор-миссионер Паси Гуянен
Инфопресс №16 (2013 г.)

Возврат к списку