100-лет золотому фонду Нарвского музея - коллекции Лаврецовых
Много было купцов, но в памяти народа остались имена тех, кто завещал людям накопленные богатства, кто вкладывал деньги в высокое искусство. Остались в истории имена тех, кто свой капитал приумножил заботой о культурном наследии. Пример – супруги Лаврецовы, завещавшие потомкам свою коллекцию шедевров русского изобразительного искусства и другие предметы, являющиеся и сегодня ядром Нарвского городского музея. Это следовало бы помнить и нынешним бизнесменам, для которых судьба Лаврецовых могла бы стать примером. Искусствоведы ставят Лаврецовых в один ряд с Мамонтовым, Третьяковым и другими российскими предпринимателями-меценатами, оставившими неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.
Нарвский промышленник Сергей Антонович Лаврецов и его супруга Глафира Александровна начали заниматься коллекционированием в конце XIX века. К началу ХХ века число предметов возросло настолько, что возникло намерение основать музей. Сергей Лаврецов завещал городу свой дом для обустройства в нем «городского музея имени Сергея Антоновича и Глафиры Александровны Лаврецовых». Кроме того, он завещал 25 тысяч рублей на его содержание. По согласию супругов, находившиеся в доме картины, произведения искусства и другие предметы, имеющие художественную ценность, после смерти Глафиры Лаврецовой переходили в собственность музея.
Открылся музей Лаврецовых в Нарве 100 лет назад, 9 августа 1913 года, и это событие было приурочено к 209-й годовщине победы Петра Великого над Карлом XII под Нарвой в годы Северной войны - 9 августа 1704 года.
Истории коллекции посвящен труд научного сотрудника музея Татьяны Климиной «Из истории Нарвского музея. 1863-1950». Сто лет назад на открытии музея присутствовали Санкт-Петербургский губернатор граф А.В. Адлерберг, преосвященный епископ Нарвский Никандр, городской голова А.И. Осипов, профессор В. Г. Яроцкий, директор Нарвской гимназии А. И. Давиденков, члены городской управы, непременный представитель Санкт-Петербургского губернского по земским и городским делам присутствия В. М. Карпинский, полицмейстер Д. Н. Шафров и другие гости.
Как видим, наши предки большое внимание уделяли культурному развитию Нарвы.
Не только музей в Нарве был основан по частной инициативе Лаврецовых.
Супруги много сделали и для развития других сфер. Глава семейства пожертвовал земельный участок для строительства богадельни Общества призрения бедных. На свои средства он также построил и передал городу амбулаторию и родильный покой. Нарвская городская управа в знак благодарности избрала Сергея Антоновича почетным попечителем больницы и переименовала в честь него часть Кладбищенской улицы, на которой располагалась лечебница, в «Сергеевскую». Судьба коллекции была непростой. Так, в августе 1941 года, во время приближения линии фронта к Нарве, часть собрания музея была эвакуирована. В этой истории очень много неясного, но известно, что в 1949 году исполком Нарвского горсовета обратился в Совет Министров ЭССР с просьбой об организации в Нарве исторического музея, который предполагалось разместить в здании бывшей гарнизонной бани на территории Нарвского замка. С конца 1949 года началось постепенное возвращение экспонатов. 22 июля 1950 года музей был открыт для посетителей.
Ныне коллекция хранится в Художественной галерее, размещенной в реконструированном здании XVIII века.
В работе Т.Климиной говорится, что проблемы по возврату музейных предметов не решены и по сей день. Известно, что библиотека Нарвского Археологического общества хранится в библиотеке Эстонской Академии наук. Некоторые музеалы хранятся в фондах эстонских музеев, в Историческом архиве в г. Тарту. Одной из главных задач и в настоящее время является поиск и возврат экспонатов довоенных музеев.
Научный сотрудник музея Галина Смирнова подтверждает, что открытое сто лет назад учреждение культуры было одним из лучших в Прибалтике музеев по русскому искусству. Например, здесь были работы Айвазовского, Маковского и Шишкина. В 1913 здесь было собрано более четырех с половиной тысяч предметов (по другим данным – около восьми тысяч), а сегодня в собрании Нарвского музея более четверти фондов – из лаврецовской коллекции. Но это лучшая часть предметов, основа современного Нарвского музея.
По словам Г.Смирновой, урок жизни Лаврецовых – не думать только о личном обогащении. А заботиться о том, чтобы что-то духовое осталось потомкам.
Тема благотворительности довольно сложная, считает г-жа Смирнова. По ее мнению, у людей, живших до революции 1917 года, была сильна вера в Бога, и помощь ближнему считалась естественной. Помысли позаботиться не только о себе, но и о других, двигали нашими предшественниками гораздо сильнее, чем сейчас.
Музейные работники Нарвы говорят, что кладбище в Ивангороде, где находится могила Лаврецовых, - это кусочек российской истории. Там похоронены и другие люди, игравшие большую роль в судьбе России, в частности, священнослужители и военные. Ивангороду не справиться в силу своих недостаточных материальных возможностей с уходом за этим некрополем. Необходима помощь из федерального бюджета РФ для приведения в порядок мемориалов, для сохранения памяти о великом прошлом России.
Экспозиция, которая будет открыта в Художественной галерее Нарвы с 9 августа по 14 октября 2013 года, посвящена 100-летию музея им. Лаврецовых. На выставке представлена значительная часть знаменитой коллекции - живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и бытовые предметы. Выставку поддерживает фонд Eesti Kultuurkapitaal. Составитель выставки - Галина Смирнова, научный сотрудник-хранитель Целевого учреждения Нарвский музей. В оформлении экспозиции участвовал художник Николай Кобзев.
СПРАВКА
Сергей Антонович Лаврецов (1825, Санкт-Петербург – 1906, Нарва-Йыэсуу), купец и промышленник. Сын петербургского купца. В 1874-1898 годах – владелец водочного завода в Нарве, в восточной части города (Ивангородская сторона). Много лет являлся депутатом Нарвской городской думы.
Глафира Александровна Лаврецова (1851, Нарва – 1913, Нарва), происходила из купеческой семьи Паленовых. Ее отец, Александр Паленов, был одним из основателей Нарвского Археологического общества. Имела хорошее образование. Кроме русского, владела немецким и французским языками. 9 июля 1869 года вышла замуж за Сергея Лаврецова.
Глафира Лаврецова просила похоронить ее рядом с мужем, по его левую руку, а на похороны пригласить всех священников города Нарвы. На содержание часовни и мест упокоения своего супруга и родителей она выделила шесть тысяч рублей. Эти деньги должны были быть положены на хранение в Нарвское казначейство, а проценты с них выдаваться М. Фигель и Э. Лаврецову. В их обязанности входило следить за местами захоронения. Позднее эти обязанности должны были перейти на наследников Эдгара Лаврецова (приемный сын Лаврецовых). Помимо этого, Эдгару Лаврецову было поручено наблюдать за всеми учреждениями, носящими имя Лаврецова, чтобы назначенные супругами Лаврецовыми капиталы расходовались правильно. Своему сыну она предоставила право голоса как Лаврецову и кроме того право назначать стипендиатов как в Нарве, так и в Ямбурге.
В мае 2005 года в цикле передач Эстонского телевидения «Экспедиция Русского музея Эстонии» был показан фильм «Нарвские меценаты» (автор фильма Галина Вельман). ЭТВ необычайно ярко рассказало об уникальной коллекции живописи и других сохранившихся произведений искусства из лаврецовской коллекции. Из этого фильма мы узнаем, что специалисты Третьяковской галереи (Москва), а также Русского музея и Российского центра музейной педагогики (Санкт-Петербург) оценивают деятельность купцов Лаврецовых наравне с вкладом в историю русской культуры Мамонтовым, Третьяковым и другими выдающимися российскими меценатами.
Евгений АШИХМИН
Фото автора
Инфопресс №32 (2013 г.)