Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Натуральное хозяйство – основа жизни семьи Нийне

Натуральное хозяйство – основа жизни семьи Нийне

Еще со школьного курса истории помнится, натуральное хозяйство умными историками было названо пережитком прошлого. Но, оказывается, это не совсем так, вернее, совершенно не так. Пример семьи Нийне из Мяэтагузеской волости показывает, что жизнь самой маленькой ячейки общества натуральным хозяйством способна не только обеспечивать семью всеми необходимыми продуктами питания, но и давать что-то гораздо большее: то, что люди называют счастьем.

Земля – это свобода
Вилве и Калев Нийне - потомственные крестьяне, оба из окрестностей Мяэтагузе. Когда более тридцати лет тому назад родилась их семья, молодые сразу определились, что в город они не поедут, и стали присматривать себе хутор недалеко от родных мест. Сегодня ухоженные владения семьи Нийне именуются хутором Тагавялья.
Хозяйка говорит, что иного образа жизни, как только на земле, не представляет. Можно, конечно, иногда куда-то съездить мир посмотреть, но не более.
- Жизнь в городе - это жизнь в клетке. Там ведь нет никакой свободы. Ощущение свободы дает только своя земля, по которой ходишь и которую любишь. Когда каждое деревце и кустик вокруг - твои, когда эта земля родит тебе вкусные и здоровые продукты, когда на этой земле живешь со своими детьми, - говорит Вилве, выбирающаяся в город только по делам.

Когда встаешь вместе с петухами
Первая корова у них появилась, когда Вилве было семнадцать лет. Сегодня в хозяйстве семьи Нийне тридцать буренок, лошадь, домашняя птица, кошки, собаки. Справляться со всем приходится вдвоем. Но поскольку оба смолоду привыкли трудиться на земле, этот труд непосильной ношей не стал, наоборот, эта работа приносит радость. Поэтому подъем с петухами для супругов - норма жизни.
Большую часть года к семейному столу подаются только свое молоко, масло, сыр, творог, яйца и мясо. Производить разнообразную молочную продукцию для себя побудило то обстоятельство, что восемь лет назад молочные комбинаты прекратили скупку молока у мелких производителей. Но желание держать коров не пропало. Поэтому рассудили по-крестьянски: излишки молока нужно как-то перерабатывать. Не пропадать же добру.

Гербициды использует тот, кто не умеет думать
Полностью обеспечивает себя семья и фруктами-овощами, также засеивают поле рожью - и для себя, и на продажу остается.
В самом начале семейного земледелия, как вспоминает Калев Нийне, начали обрабатывать поля, как все - с применением гербицидов. Но очень быстро поняли, что пользы от этого никакой, только вред как себе, так и почве. Плюс ко всему, использование гербицидов оказалось еще и экономически невыгодным предприятием. Поэтому вот уже не одно десятилетие поля семьи Нийне не знают химической приправки.
- Для того, чтобы все успешно взрастало на земле, достаточно удобрять землю навозом, соблюдать севооборот, и, что самое главное - не вредить природе. Ведь что мы имеем, если применяем в земледелии химию: в первые годы, действительно, на искусственных стимуляторах удельный вес урожая растет. Но впоследствии почва неумолимо истощается. И уже очень тяжело вернуть ее в прежнее состояние - до того, как человек все испортил, - говорит аграрий со стажем в несколько десятилетий.
То, что происходит сегодня в больших аграрных хозяйствах, выращивающих продукцию на продажу, это, по мнению Калева, просто неумение или нежелание думать. Ведь что может быть проще: разбросал химию, снял этот сомнительного качества урожай, а потом хоть трава не расти.
- В природе сорняков как таковых не существует. Их производит все та же химия. И если человек попортил экосистему поля, потом с этого поля и прет все то, что не нужно. Ведь гербициды меняют состав почвы. И что вырастет там, какой сорняк после их применения, неизвестно. И выход видят только один - применить еще более сильную химию. А стерпит ли земля-матушка? - рассуждает Калев.

Хлеб собственной выпечки
Покупные чаи в семье Нийне не котируются. Чай пьют травяной из различных сборов, сделанных собственноручно на окрестных лугах.
- Здесь в ближайшей округе нет каких-то производств, поэтому все, что растет в полях, лесах и лугах - экологически чистое. Вот мы и собираем дикорастущие лекарственные цветы и травы. Других чаев мои дети не признают, - говорит Вилве.
Несмотря на то, что оба супруга работают на хуторе от зари и до зари, оба на удивление выглядят очень молодо. Вилве делится секретом: все, к чему она прикасается, прикасается с любовью. В последние семь лет особый заряд бодрости женщине, вырастившей четверых детей, дает выпечка хлеба. Нет, она не пекарь по профессии. Просто хлеб в ее семье пекли всегда: и мама, и бабушка, и прабабушка. Черный ржаной хлеб Вилве готовит по старинному семейному рецепту. Конечно, это хлеб, в составе которого нет никаких пищевых улучшителей, консервантов и прочих букв «Е». Выпекается он также без использования дрожжей, только на закваске. Причем хлеб, приготовленный на дровяной плите, всегда получается гораздо вкуснее того, что выпечен в духовке современной плиты.
Сколько себя женщина помнит, печь ей нравилось всегда. Это и крендельки, и пироги, и торты. Семь лет  назад она решила попробовать печь и для других. Одна беда: времени в сутках только двадцать четыре часа. И иногда, в особо хлопотные дни, двух рук на кухне оказывается недостаточно. Обычно это случается накануне ярмарок, когда за сутки нужно выпечь до ста буханок хлеба. Тогда на помощь приходят старшие дети, живущие сегодня уже отдельно. Хлеб Вилве выпекает на любой вкус: простой черный, с изюмом и курагой, с семечками и с мясом.

Планы на будущее
Почивать на лаврах супруги не собираются. Вилве мечтает заняться развитием туристического направления на своем хуторе. К этому ее подтолкнули смешные и одновременно грустные наблюдения. Так, ко времени знаменательных дат народного календаря на семейный хутор приглашают детвору, чтобы те хоть немного имели понятие о деревенской жизни.
- И представляете, некоторые дети ведь всерьез полагают, что молоко берется либо из холодильника, либо из магазина. Некоторые даже не представляют, как выглядит живая корова. Кто-то считает, что сыр - это то, что растет на дереве, - рассказывает женщина. Вот и задумались они с Калевом, как сделать так, чтобы заинтересованным познакомиться с хуторской жизнью, было интересно провести время на семейном хуторе. Вскоре для этой цели хотят начать строить баню, которая будет топиться по-черному. А это уже диковинка и для сегодняшней деревенской жизни.

А вы проживете без электричества?
Супруги надеются, что лет через десять в родное гнездо начнут возвращаться старшие дети, ведь они выросли здесь, на хуторе. А значит, есть очень большая надежда, что связь поколений не прервется.
Калев как-то сделал наблюдение над нашим современным мироустройством:
- Вот если произойдет какой-то кризис мирового масштаба, или какая-то природная катастрофа, когда на длительное время население останется без электричества… Смогут ли люди выжить в такой ситуации? Вряд ли. Какое животноводческое производство себя сохранит, если там, к примеру, двести коров? Это вот раньше в селах держали в каждой семье от одной до пяти коров, во время войн люди спасались от голода на селе. Мы вот и оставшись без электричества проживем.
Калев полагает, что вскоре люди все-таки начнут возвращаться на землю. Но просто так приехать на село и начать там жить, по мнению мужчины, все-таки невозможно. Нужно сначала поменять сознание немного, научиться мыслить позитивно. А энтузиасты уже есть. Главное, по словам Калева, чтобы были примеры.

Татьяна ЩЕРБИНИНА
Фото автора
Инфопресс №24 (2013 г.)

Возврат к списку