Автор «Бандитского Петербурга» поделился секретами журналистского расследования
Второго ноября в Таллинне прошло заседание медиа-клуба «Импрессум», на которое в этот раз были приглашены известный журналист Андрей Константинов и бывший полицейский Андрес Анвельт, автор нашумевшего романа «Красная ртуть» о криминальном мире Эстонии, по которому снят фильм. Темой встречи стало «Следствие ведет репортер».
Андрей Константинов (Баконин), который уже много лет руководит известным в Санкт-Петербурге и за его пределами Агентством журналистских расследований, не собирался становиться журналистом. После школы поступил на восточный факультет Ленинградского университета на кафедру арабской филологии. По окончании четвертого курса, а тогда было принято посылать на стажировку, он отправился выполнять национальный долг в Демократическую Республику Йемен. Попал в парашютно-десантную бригаду спецназа, получил лейтенанта, вернулся, доучился, получил распределение в армию в учебный центр Краснодара, где отслужил два года, а потом еще три года в Ливии. В 1991 году закончил армейскую эпопею. Во время службы в Ливии опубликовал несколько статей в газете «Смена» под псевдонимом Константинов (девичья фамилия матери, настоящая – Баконин).
- Ко мне было сложное отношение, ибо в то время газета «Смена» была самой демократичной газетой в Ленинграде, антикомсомольской, весьма драматично выходила из-под опеки обкома комсомола. И потому они заподозрили во мне шпиона, который подослан в демократическую прессу с целью развалить ее изнутри. Я это чувствовал, и это было весьма неприятно, - вспоминает Константинов.
Таким образом, перед Андреем встал весьма небогатый выбор тем. Политика – закрыта (на политическую тему писали проверенные журналисты), спорт он откинул сразу из личных мотивов (сам профессионально занимался дзюдо, потому не хотел ничего о спорте ни писать, ни читать, ни слушать). Ни в сфере экономики, ни в сфере культуры, тоже знатоком не был...
Начало карьеры – АРС
Оставалось одно. Криминал. Здесь не было признанных авторитетов, мало кто вообще об этом писал, опасаясь жесткой цензуры. А тут подоспел 1991 год, начались события, связанные с путчем, после чего преступная жизнь России активизировалась с разрушительной силой.
В работе Константинову помогли контакты как в правоохранительной среде, так и с другой стороны – у него все еще оставались знакомые ребята-спортсмены, многие из которых после развала Союза стали т.н. братвой.
Первая статья Константинова в газете «Смена» называлась «Рэкет» и вызвала большой резонанс.
- Дальше нужно было просто не лениться, помня о том, что журналиста кормят ноги. Повезло с коллегами, было несколько ребят, которые хотели заниматься расследованиями. Мы, правда, не очень знали, как это делается, но было огромное желание вникать во все тонкости журналистского расследования.
Так в газете «Смена» появилось агентство по расследованиям АРС, первым делом которого стало расследование обстоятельств покушения на Александра Невзорова. Расследование было непростым, интересным, и в результате него журналисты пришли к выводу, что покушение было инсценировкой. Эта публикация произвела «эффект бомбы», и ребят из АРСа выделили в отдельную журналистскую группу.
На их счету несколько шумных публикаций, в том числе о пожаре в гостинице «Ленинград», где чуть было не погибла Марина Влади.
АРС быстро стал знаменитым, но продержался недолго.
- Вдруг оказалось, что мы не учли самого главного: расследование – очень трудоемкая работа, которая немножко не похожа на работу других журналистов, просто даже с точки зрения сопротивляемости среды. А платили, между прочим, так же – «за строкаж». Получалось, что те из наших коллег, которые писали о спорте, были более успешными в плане финансов. К тому же, от нас требовали какое-то расследование чуть ли не каждую неделю, а это невозможно.
Шведам - о русской мафии
Итак, АРС проработал при «Смене» чуть меньше года. К тому времени - это было в 1993 году - Андрей приобрел известность среди иностранных коллег, которые писали о русской мафии. Это было модной темой, и иностранные журналисты, приезжая в Россию, старались обязательно взять интервью у Андрея, который был неплохо в этом подкован.
- Один американец из серьезной газеты попросил за полчаса рассказать все о русской мафии. Это было забавно. Потому я начал прятаться от иностранных коллег, не желая участвовать в их проектах, - делится Константинов.
Однажды Андрею позвонил приятель и предложил дать интервью одному шведскому журналисту. Константинов смотрел на это скептически, ибо уже имел печальный опыт работы с иностранцами. Но на встречу согласился.
Иностранец оказался известным шведским журналистом Малкольмом Дикселиусом, встреча с которым, по признанию самого Константинова, стала судьбоносной.
- Обаятельный, симпатичный швед, прекрасно говорящий по-русски, который тринадцать лет отработал собкором шведского телевидения в Москве, сразу же изложил причину своего визита ко мне. Дело было в том, что шведское телевидение собиралось снимать фильм о русской организованной преступности и искало для этих целей коллег с русской стороны.
Андрей согласился, тем более, по его признанию, ему предложили довольно внушительный гонорар, что было не последней причиной его согласия. Результатом плотной работы в течение трех месяцев стал фильм, часть которого, кстати, снималась в Эстонии.
- И когда Дикселиус пригласил меня в Стокгольм, чтобы просмотреть отснятый материал, то он обратился ко мне с новым предложением, уже от шведского издательства. Поскольку в фильм не вошло многое, а материалов было собрано достаточно, то возникла идея написать книгу об организованной преступности России. Я согласился, и мы вместе принялись за работу. Это было забавно, ибо мое участие заключалось в надиктовывании текста, который Малкольм сразу же переводил на шведский. Таким образом, моя первая книга, как это ни смешно звучит, вышла на шведском языке, которого я абсолютно не знаю, - вспоминает Андрей Константинов.
Книга вышла под названием «Преступный мир России», сейчас она – библиографическая редкость, несмотря на огромный по тем временам тираж – 50 тысяч экземпляров были распроданы за довольно короткое время.
Стремительный успех
Параллельно с книжно-фильмовой эпопеей произошла еще одна судьбоносная для Константинова встреча. Как-то в редакцию пришел человек, который представился известным режиссером Валерием Огородниковым.
- Я, как уже говорил, выпал из культурной жизни тогдашнего Питера и совершенно не знал, кто этот человек, который объяснил мне, что хотел бы, чтобы я написал ему сценарий для художественного фильма, опираясь на свои статьи о бандитском Петербурге. А когда узнал, кто он, то все равно хотел отказаться, так как совершенно не представлял «механизма» написания сценариев.
Но режиссер был настойчив, и Андрей все же согласился выполнить эту работу, за которую, к тому же, неплохо платили.
В процессе работы над сценарием автор, по его признанию, так увлекся, что написал довольно внушительную вещь, тянущую на повесть. Позже она вошла в книгу, где были объединены статьи Андрея о бандитском Петербурге с этим художественным произведением под названием «Адвокат. Осколки криминальной драмы». Сама книга называлась «Бандитский Петербург», и, к великому изумлению автора, после издания весь тираж был раскуплен буквально за неделю. Разумеется, это было ошеломительным успехом.
- Я не собирался становиться писателем, но когда ко мне стали обращаться издатели, которые предлагали хорошие деньги, я подумал «а почему нет, раз мне так везет?». Однако постепенно меня это очень увлекло, тем более я продолжал работать в направлении журналистских расследований, - говорит Константинов.
К сожалению, у Валерия Огородникова не получилось снять фильм по тому материалу, над которым работал Андрей. А в 1999 году к нему обратился с похожим предложением о написании сценария Владимир Бортко.
- Я ответил, что у меня есть готовые книги (к тому времени уже вышло несколько моих романов), которые и предложил ему прочесть. Бортко, увидев их обложки, читать отказался. А надо сказать, что книги действительно были оформлены не самым лучшим образом, - знаете, в таком стиле, когда на обложках рисуют обязательно пистолет, полуобнаженную девицу и пачку долларов. Поэтому я Владимира Владимировича вполне понимаю, - улыбается Константинов.
Тем не менее, книги режиссером были прочитаны. И даже деньги на съемки сериала найдены. Да и название уже было готово – «Бандитский Петербург». Первые пятнадцать серий были сняты по книгам «Адвокат» и «Вор». Сериал идет до сих пор, и имеет большую популярность.
- Я привык ко всему, что со мной в жизни происходит, относиться с юмором. Это весьма упрощает жизнь. Естественно, я не считаю и не считал себя каким-то большим писателем, все же мое призвание – это журналистика, а книги я пишу в выходные и во время отпуска, - признается Андрей.
Рождение АЖУРа
В 1996 году Андрей Константинов с группой коллег создали службу журналистских расследований, которая в 1998 году стала Агентством журналистских расследований - АЖУР.
На сегодняшний день Агентство журналистских расследований – это фактически большой медиа-концерн, в который входят шесть средств массовой информации, в числе которых знаменитый интернет-проект «Фонтанка.ру» и в котором работает примерно 150 человек.
Тринадцать лет назад Санкт-Петербургский университет пригласил Андрея с коллегами разработать курс лекций по журналистскому расследованию, на основе которого позже была написана книга.
АЖУР – агентство известное. Ребята расследовали несколько громких дел, в принципе, не ставя перед собой такую задачу. В их копилке – работа над расследованием дела об убийстве Гонгадзе на Украине.
- Главной задачей журналиста ни в коем случае не является раскрытие преступления, этим все же должны заниматься правоохранительные органы. Основная функция - информативная, т.е. журналист должен рассказать о каком-то явлении максимально подробно. Но иногда случалось, что, пытаясь разобраться в какой-то истории, мы выходили на поимку преступника. Так, мы раскрыли убийство депутата Новоселова, когда один киллер был взят на месте в результате операции, а второму удалось скрыться с места преступления. Через два месяца АЖУР нашел его первым, еще до милиции. Еще одна история из этой области – «банда Телепата» - это беглые курсанты военно-морского училища, которые в Питере убили пятерых человек, в том числе одного ребенка. Так вышло, что нам удалось раскрыть эту чудовищное преступление, найти главаря банды – «Телепата» (Телепина), который получил пожизненный срок. Еще одно интересное дело, которым мы занимались, – это дело о скинхедах, которые убивали иностранцев в Петербурге.
И смех, и слезы
Помимо историй героических, случались с «ажуровцами» и забавные, часть которых попадала в художественной обработке в книги и сериалы.
Одна из них – «дело о губернаторском подкидыше». Накануне выборов губернатора, последних, в которых участвовал и победил Яковлев, Андрею Константинову позвонил его приятель сценарист Андрей Кивинов, который рассказал странную, на взгляд журналиста, историю. В дом малютки пришел мужчина с трехмесячной девочкой. Перед тем, как отдать ребенка работникам, рассказал следующее. Якобы его автомобиль остановил человек, похожий на губернатора Яковлева, который им и представился. А представившись, отдал потрясенному водителю ребенка, «признавшись» в том, что это его незаконнорожденная дочь. «Вы должны ее удочерить, а на крестины мы приедем с Путиным». И скрылся.
- Я поначалу подумал, что это какой-то бред. Но когда мой приятель сказал, что этот бред записан в протокол и что не мешало бы в этой странной истории разобраться, мы решили начать расследование, которое привело к весьма жутковатым результатам, - вспоминает Константинов.
Оказалось, что в Питере была организована и действовала секта так называемых «нумерологов», которые своих собственных детей (девочка оказалась дочкой принесшего ее в дом малютки мужчины) сдавали в приют, придумывая разные истории. А потом заново их усыновляли, меняли имена и даты рождения. Эти люди считали, что числа играют огромную роль в человеческой судьбе, и таким образом создавали «народ будущей России», высчитывая лучшее время рождения для несчастных младенцев.
Этика и порядочность – прежде всего
На первое место «ажуровцы» выдвигают не успех в расследовании громких дел, а журналистскую этику, объективность и честность. В первую очередь, перед самими собой.
- Нам можно заказать расследование, но нам нельзя заказать его результат, - говорит Андрей.
В этом – принцип работы АЖУРа. А еще его работники уделяют огромное внимание «технике безопасности». «Плох тот журналист, который при расследовании обстоятельств происшествия или сборе информации попадает в какую-нибудь неприятную историю, подвергая себя физической опасности. Это непрофессионально», - считают «ажуровцы».
На вопрос, взялся ли бы АЖУР за расследование обстоятельств «Бронзовой ночи» в Эстонии, Константинов ответил отрицательно.
- Если кто-то действительно захочет заказать такое расследование, то правильнее будет обратиться не к российскому и не к эстонскому агентству. А к третьей стороне, у которой взгляд на эти события нейтрален, - уверен Константинов.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №45