Толерантность прививается через культуру
В зале Ида-Вирумааского уездного управления прошла конференция, посвященная реальному положению дел с толерантностью в нашем обществе, а также возможностям позитивного развития терпимости (а слово «толерантность» означает от латинского tolerantia - терпение) в межнациональном диалоге. Участниками конференции, которую организовал Ида-Вирумааский интеграционный центр совместно с Министерством культуры Эстонии, Фондом интеграции и Европейской комиссией, стали представители многих национально-культурных обществ уезда, работники уездного управления, местных самоуправлений, ученые. Одним из приглашенных гостей стал профессор Эстонской художественной академии ДАВИД ВСЕВИОВ, с кем мне удалось пообщаться перед началом конференции.
- Г-н Всевиов, каков, на ваш взгляд, уровень толерантности в современном эстонском обществе?
- Очень трудно сказать, потому что для меня понятие «толерантность» касается, прежде всего, сферы культуры. А культура, как правило, связана с каким-то конкретным человеком. Поэтому есть масса людей, которая крайне толерантна к тому, что происходит вокруг них, а есть люди, которые в силу своей ограниченности в области культуры являются менее толерантными. Я бы так ответил на этот вопрос.
- В 2008 году вам была вручена премия Фонда Ааду Лукаса «Миссия» за вклад в устойчивое развитие эстонского общества. Можете пояснить, что такое «устойчивое развитие общества»?
- Я, честно говоря, не помню точной формулировки того, за что мне дали эту премию. Может быть, дело не в том, насколько успешно или менее успешно идет развитие, а в том, что комиссия, выдвинувшая меня в лауреаты этой премии, посчитала, что я принадлежу к той категории людей (а их не так уж и мало), которые просто болеют душой за свою страну, народ, и эта боль выражается в том, что мы не молчим, а говорим, обращаем внимание на те или иные проблемы, ищем решения этих проблем. То есть, хотим нормального будущего для наших детей и всего общества. Вот и все, большего здесь не скажешь.
- Бытует мнение, что толерантность – это маска, за которой скрываются нехорошие дела. Что вы думаете по этому поводу?
- Вы знаете, нет четких понятий слову «толерантность». Допустим, я иду поздно вечером по улице и вижу подростка-хулигана, который хочет вырвать из рук пожилой женщины сумку, и здесь нельзя сказать, что я, проходя мимо, крайне толерантен к тому, что вижу. Толерантность – это совершенно не значит, что человек не должен высказываться, вмешиваться в какие-то неблаговидные дела, не иметь своего мнения. Толерантность – это умение находить компромиссы, учитывать мнения других людей. Это общий вопрос. А есть масса ситуаций, где это невозможно, тогда необходимо искать другие цивилизованные решения, которые акцептированы в современном европейском обществе.
- Можно ли события «Бронзовой ночи» 2007 года назвать отрицательным примером того, насколько толерантно относится к своему обществу, в большей степени к русскоязычной ее части, наше государство?
- Думается, что повторения событий подобного рода никто из нас не желает – ни эстонцы, ни русскоязычные, ни иные жители страны. Такие события не могут доставлять удовольствие нормальным людям, поэтому, конечно же, это явилось уроком для всех нас. Вопрос в другом - способны мы или нет что-то вынести для себя из этого урока?
- Могли бы назвать хотя бы одну страну, где толерантность стоит на высоком уровне?
- Абсолютно толерантного общества мы не найдем нигде. Это фантазии писателей-утопистов. Я повторяю, толерантность – это нахождение компромисса. И если вновь коснуться событий «Бронзовой ночи», не говоря об их причинах, то ведь формально подобные события мы наблюдали на улицах Парижа, Копенгагена и других. Толерантное общество – это цель, к которой надо стремиться постоянно. Ведь если в какой-то стране что-то построили, открыли, то это не значит, то дальше можно ничего не делать. Создание толерантного общества – это нелегкий процесс, это примерно то же, что учеба. Ведь можно поставить точку после окончания средней школы, точку можно поставить после учебы в университете, а мудрые люди учатся всю жизнь. Точно так же и стремление к толерантности является постоянным процессом.
- Как вы думаете, когда в Эстонии общество достигнет высокого уровня толерантности?
- Если говорить о сегодняшней аудитории, которая собралась в этом зале на конференцию, то он довольно высокий (улыбается). Где-то год назад я отвечал на аналогичный вопрос журналистке одного из телеканалов, которая спросила меня: «Не правда ли, отношения между русскими и эстонцами ухудшились?». На что я задал ей встречный вопрос: «Много ли у нее знакомых среди эстонцев?» Она подумала немного и сказала: «Человек двадцать». И тогда я вновь поинтересовался у журналистки, ухудшились ли у нее с кем-то из этих знакомых отношения? Она изумленно посмотрела на меня и сказала: «Вроде бы нет, а в общем-то ухудшились». То есть, если мы на человеческом уровне будем нормально общаться друг с другом, не придавая значения вопросу национальности, тогда мы быстрее придем к толерантному обществу. Это некоторым политикам свойственно манипулировать людьми, используя так называемую национальную карту, а в повседневной жизни это совершенно не важно. Ведь для того, чтобы признать человека, скажем, хорошим токарем, электриком или еще кем-то, он должен что-то уметь делать в этой области. А если вам кто-то скажет, что вы лучше всех, потому что вы эстонец, немец или русский, то ведь это не гарантия того, что вы профессионал в своем деле. Ведь верно? Поэтому это совершенно бессмысленная категория, ее просто-напросто эксплуатируют. Вспомним ту же историю и возьмем в качестве примера Екатерину II. Вряд ли среди правителей Российской империи найдется более сильный русский патриот, чем она. Хотя в ее жилах не было ни капли русской крови. Поэтому это все относительно, важно не то, какая у тебя в жилах течет кровь, а то, что у тебя происходит в голове.
- Есть ли польза от подобных конференций?
- Думаю, что есть. Собираются люди, которые размышляют над всеми этими проблемами и всегда приятно обсудить с коллегами вопросы, которые интересны им и всему обществу. Любопытно также узнать и о том, с какими проблемами сталкиваются в этой сфере наши соседи. К примеру, Финляндия, где за последние примерно 10 лет прослойка выходцев из России достигла уже порядка 50 000 человек, и там у этой категории людей также имеются проблемы во взаимоотношениях с коренным населением.
Беседовал Александр КОМШИН
Фото автора: Историк Давид Всевиов: «Толерантное общество – это цель, к которой надо стремиться всю жизнь»
Инфопресс №48