Гордиться или стыдиться?
Сын-пятиклассник недавно подошел ко мне со словами «мне стыдно за то, что я русский!». Несколько шокированная, я попросила объяснить ребенка, что произошло. Оказалось, все дело в уроках истории, а если быть точной – в учебнике по истории Эстонии, где подробно и красочно описывается период «оккупации» Эстонии Советским Союзом.
За несколько дней до этого я застала сына за рисованием свастики на обложке тетради. Возмущенная, попыталась объяснить, что она означает. Сын слушал с интересом, сочувственно разглядывал фотографии из Интернета, рассказывающие о лагерях смерти. После этого выдал сакраментальную фразу: «Русские еще хуже! Ты не представляешь, что они сделали с эстонцами».
Сказать по правде, я растерялась. Пролистав учебник, одним из авторов которого является Март Лаар, я поняла, что ничто не изменилось – историю продолжают истолковывать так, как это выгодно правящей власти в частности и государству в общем. В данный момент дети как раз проходят события Второй мировой войны. «Лесные братья» согласно учебнику - национальные герои. Пару слов, и то вскользь, - об их злодеяниях. Остальное оправдывается «борьбой за независимость».
Цитата из учебника:
«Опасаясь арестов, многие эстонцы стали скрываться в лесах. Они пытались защитить свой народ от произвола и насилия новой власти… Лесным братьям не удалось спасти свою родину, своих близких и самих себя. Тем не менее, их отчаянная борьба стала символом сопротивления эстонского народа. Она дала силу последующим поколениям постоять за себя и за независимость своего государства».
И ни слова о том, о чем в свое время говорил Арнольд Мери, первый секретарь ЦК ВЛКСМ ЭССР:
«Они не вели борьбы с так называемыми оккупационными войсками. Были случаи, когда забрасывали очередную группу из-за границы, они натыкались на пограничников, и происходил бой между пограничниками и «лесными братьями». Вот это единственный случай, когда они воевали против Советских Вооружённых Сил. Они воевали против советского актива. В период с 1945 по 1949 год, когда я был первым секретарём ЦК комсомола Эстонии, я встречал свыше пятнадцати случаев, когда эти «лесные братья» убивали пионеров при сборе ягод в лесах только за то, что у них были красные галстуки. Так какие же это освободители? Это ж придумать только! Пользуются тем, что информация тенденциозная, так и спекулируют…».
Что еще очень грустно и, право же, непонятно, то, что в учебнике нет упоминания о фашистском режиме. Везде – «немецкая власть» и «советская оккупация». Понятие «фашизм» даже не включено в список в конце учебника, зато, разумеется, там есть понятие «оккупация».
Я не знаю, что можно сделать для того, чтобы память о Великой Отечественной, в которой погибли наши деды и прадеды, не очернили в глазах наших детей. Я искренне сочувствую эстонскому народу в том, что он разделился на два враждебных лагеря в этой войне. Но это не оправдывает навязывания нашим детям стыда за их национальные корни.
Конечно, мы можем рассказывать им о той войне, читать замечательные книги, написанные уже после, но, по утверждению психологов, сложно бороться с учебниками, которым дети верят безоговорочно.
На фоне европейского лозунга «Единство – в разнообразии» попытки авторов одобренного Министерством образования и науки школьного учебника по истории каким-то образом воздействовать на русскоязычных детей, получая в результате неловкость за свою «русскость», выглядят, по меньшей мере, некрасиво. Не такой ценой следует прививать взаимную национальную терпимость.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №19