Российский политолог назвал русское имперское сознание мифом
«Какое может быть у русских «имперское сознание» и о каком «русском реваншизме» можно говорить, если русские сами все развалили и раздали!» - призвал не пугаться одного из распространенных в постсоветских республиках мифов известный российский политолог и философ, один из «технологов» перестройки Александр Ципко во время публичной лекции в таллиннском медиа-клубе «Импрессум».
Побывавший в Эстонии профессор Ципко свое выступление в «Импрессуме» посвятил, главным образом, двум темам - критике коммунизма и некоторым проблемам развития современной России и постсоветского пространства.
Рынок: альтернатив пока нет
Для начала гость рассказал, в общем-то, известные или, по крайней мере, очевидные вещи - например, о том, что мысль об утопичности коммунистических идей жила не где-нибудь, а в умах самой советской элиты, в том числе в самом верхнем ее эшелоне - центральном комитете коммунистической партии Советского Союза. И пресловутая перестройка стала сначала попыткой соединить коммунистические идеи с демократией, а затем вылилась в антикоммунистическую «революцию сверху».
«Ренегатство» - а таким ярлыком, как известно, любил клеймить всех колеблющихся вождь мирового пролетариата - Александра Ципко совсем не пугает. Более того, он подчеркнул, что самые значительные русские мыслители-антикоммунисты, вроде Струве, Бердяева, Плеханова, как раз и прошли путь от марксизма до его отрицания.
- Поразительно, как Плеханов чувствует то, что не чувствуют «новые русские патриоты»: частный, обособленный труд глубоко связан с религиозностью русского крестьянина. Только будучи один на один с природой и воспринимая эту природу как нечто сакральное, можно быть религиозным. А какая религиозность, если работаешь в колхозе? - в этой ссылке Ципко на одного из классиков прочитывалась критика знаменитого тезиса о якобы исконном русском общинном социализме.
Впрочем, с эпохи Плеханова прошло уже почти сто лет, и за это время ситуация изменилась… и не изменилась. Изменилась в том смысле, что через попытки построить коммунизм прошли три-четыре поколения, и неизвестно теперь, когда Россия сможет создать у себя нормальное цивилизованное общество, констатировал политолог. А о том, что и сами идеи коммунизма не умерли, говорили заданные под конец встречи гостю полемические вопросы - мол, как же быть с тем, что капитализм уже четыреста лет грабит мир и «золотой миллиард» населения Земли процветает за счет нищих пяти миллиардов… Александр Ципко прямо-таки вышел из себя. Он назвал эти рассуждения «пропагандой» и сказал, что никакой альтернативы для современной рыночной цивилизации, использующей механизмы социальной защиты, нет, - это показали своим примером и Китай, и Индия, да и пламенный Фидель якобы уже признал, что социалистическая система неэффективна. Пока нет. «Я не Господь бог и не знаю, может, когда-то рухнет и эта модель», - добавил Ципко.
Говоря же о рухнувших на рубеже 80-90-х годов коммунистических системах, политолог, между прочим, отметил, что Прибалтике (за исключением разве что Литвы) гордиться здесь особо нечем. В том смысле, что известных профессиональных борцов с коммунизмом и явлений типа польской «Солидарности» он здесь не знает.
Россия хранит память, другие от нее отказываются
По мнению Ципко, в распаде СССР - а говоря шире, в пересмотре итогов второй мировой войны - виноваты были Ельцин и его команда, стремившиеся стать хозяевами Кремля, и отчасти Горбачев - тем, что дал им такой шанс. Однако философ Ципко подчеркивает, что сводить все к вопросу «кто виноват» нечестно. По большому счету, инициатором распада Союза оказалось само население России, поддерживавшее Ельцина.
Сегодняшняя Россия оказалась в довольно сложном положении, с точки зрения идеологии и ценностей:
- Она остается хранительницей памяти советского периода, в то время как национальные республики, напротив, нарочито ищут в истории болезненные точки - к примеру, украинский Голодомор, - чтобы от своего советского прошлого оторваться. Отсюда разные системы ценностей и разрыв в оценке событий, - констатировал Александр Сергеевич.
Проблемами России, по его словам, являются и охватившая большую часть населения ностальгия по брежневским временам, которая диссонирует с заявлениями власти о том, что это был тоталитарный режим, и отсутствие учета национальных интересов, и интеллектуальная дряхлость («набор мыслительных схем и конструктов 19-го века», «советская образованщина») в ответ на цивилизационные вызовы, брошенные 21-м веком.
Поскольку встреча в «Импрессуме» была озаглавлена «Побег из коммунизма», у Ципко спросили - и куда же бежать? В смысле, где выход? Философ не дал конкретных рецептов, но отметил, что каждый должен осознать свою долю ответственности за национальную историю, а не отстраненно жалеть или критиковать ее, а в государстве в целом - во всяком случае, в российском - должна быть установлена «диктатура справедливости», то есть принято более человечное распределение нажитых рыночной экономикой богатств.
Александр Ципко не стал подробно анализировать ситуацию в Эстонии, объяснив, что этой темой не занимается; он лишь оптимистично заявил, что Россия заинтересована в отношениях с Прибалтикой и сегодня эти отношения даже лучше… чем с Белоруссией.
Алексей СТАРКОВ
Фото автора
Александр Ципко попросил не требовать от него оптимизма, отметив лишь, что хорошо уже то, что в России есть место и политической, и интеллектуальной деятельности.
Инфопресс №42