Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Фабрика роялей Эстонии – «Последние из могикан» в Европе

Фабрика роялей Эстонии – «Последние из могикан» в Европе

Такой маленькой стране, как Эстония, непросто стать мировым лидером в производстве какой-либо продукции. Если не сказать – невозможно. Однако, как приятно было узнать, что знаменитая фабрика роялей «Эстония» не только выжила и выдержала все перипетии смены эпох, но и, оказавшись в грамотных руках, в данный момент успешно развивается. Знаете ли вы, например, что в мире всего две фабрики, занимающиеся производством исключительно роялей? Одна из них – «Эстония».

Встреча с директором фабрики Венно Лаулем стала возможна благодаря организованной на фабрику Коммуникационным бюро правительства экскурсии для журналистов Ида-Вирумаа в рамках ежегодного брифинга.
Впрочем, «фабрикой» это место назвать сложно. Это какое-то совершенно потрясающее сочетание талантливых мастеров, музыкантов и грамотного управления.

Немного истории
Фабрика была основана в 1893 году Эрнстом Хийсом. В начале Советского периода Сталин полюбил рояли «Эстония» (после того, как получил один в подарок) и сделал предприятие единственным производителем роялей в Советском Союзе. С 1950 по 1990 годы предприятие принадлежало государству и выпускало две модели роялей (190 см и 273 см) для распространения на всей территории Советского Союза.
После распада СССР в 1991 году компания переживала тяжёлые времена, а в 1993 году была приватизирована управляющими. В 1995 году «Эстония» была продана Индреку Лаулю (в то время аспиранту Джульярдской школы в Нью-Йорке), который вложил в нее средства и познакомил с её продукцией США.

Четыре модели вместо двух
Индрек Лауль живет в США, а непосредственно работой фабрики руководит его отец – известный пианист Венно Лауль. Человек увлеченный и настоящий ценитель этих благородных музыкальных инструментов, он может часами рассказывать обо всех тонкостях работы над роялем. Ведь для того, чтобы он зазвучал достойно, необходимо вложить немало душевных и материальных средств.
- В Советском Союзе на фабрике выпускалось всего два вида роялей – черные и белые. Концертный и кабинетный рояли. В данный момент в каталоге наших изделий присутствуют разнообразные цвета и модели. Почему так? Да потому что необходимо быть конкурентоспособными на западном рынке. Необходимо идти вперед, - считает Венно.
В 1996 году из рук мастеров фабрики вышел совершенно новый рояль – длиной 168 см. – studio. А в нынешнем году, благодаря сотрудничеству фабрики «Эстония» с Фондом развития предпринимательства, появилась еще одна – четвертая модель – представленная в августе в Таллинне – 225 см. На полметра короче концертного рояля и на 35 см длиннее, чем кабинетный рояль.
- Длина басовых струн зависит от длины корпуса. Если басовые струны длинные, то звук глубже и мощнее, - объясняет Венно.
Венно считает, что останавливаться на четырех моделях нельзя. По его словам, необходимо догнать европейских производителей, у которых в наличии минимум пять моделей. Именно поэтому уже готов проект, который представители «Эстонии» хотят снова отдать на рассмотрение Центра развития предпринимательства. Возможно, в скором времени у «Эстонии» в каталоге появится новая модель рояля – 210 см.

Estonia или Stainway?
Поддерживать имидж – дорого. Начиная от того, что в производстве роялей «Эстония» категорически не применяются составляющие, изготовленные в азиатских странах (к этому мы еще вернемся чуть позже), и заканчивая регулярным участием в выставках, которые проходят в Лос-Анджелесе.
- На это требуются значительные средства, но если ты не был на этой выставке, то для клиентов тебя не существует. Это закон рынка, закон конкуренции. Практически во всех странах Европы фабрики по производству роялей и фортепиано на сегодняшний момент закрылись. Остались лишь в нескольких странах. В этом смысле мы «последние из могикан» по производству роялей в Северной Европе, - рассказывает Лауль.
90% роялей продается в …США. Но география стран, куда уходят рояли фабрики «Эстония» в небольших количествах, разнообразна. Это и Австралия, и Бангкок, и Таиланд, и Япония, и другие. Практически не продают рояли только в Россию. Как ни странно, но восточный сосед так и не стал торговым партнером для «Эстонии». В чем же причина?
- Недавно одна семья из Пскова хотела приобрести у нас инструмент. Приехали, посмотрели, им все очень понравилось. Но… помешали купить двойные таможенные пошлины. Транспорт, который имеет возможность отвезти рояль во Псков, должен сначала ехать в Санкт-Петербург для таможенных дел. И получается, что только транспорт до Пскова будет стоит столько, сколько стоит отправить рояль самолетом в Азию. Так что пришлось псковичам отказаться от нашего инструмента.
Стоимость роялей, кстати, варьируется от 200 тыс. до полумиллиона крон и выше за концертный рояль.
На внутренний рынок рояли, конечно, тоже идут. Как шутя говорит директор, «если мы получаем заказ из Эстонии – Америка подождет». Около 20 инструментов в год заказывают эстоноземельцы.
В концертном зале «Эстония» эти рояли, безусловно, есть. Были бы и в других залах мирового уровня, например, в Корнеги-холле, но у них многолетний контракт со Steinway, ведущей в мире фирмой по производству роялей.
Кстати, Венно рассказал интересный случай, произошедший буквально накануне нашего с ним разговора.
В Бангкоке прошел концерт, на котором играли несколько десятков пианистов со всего мира. Рояли, представленные на концерте, были от фабрик «Эстония» и Steinway. И одна из педагогов, известная пианистка, услышав звучание «Эстонии» приняла решение продать свой Steinway и заказать эстонский рояль.
- Говорят, что этот случай произвел большой фурор в мире музыки. Поговаривают, что на этот раз «Эстония» выиграла у Steinway, - смеется Венно Лауль.

Сделано с любовью
- Мы конкурируем сами с собой по большому счету, - серьезно говорит Венно.
Поскольку все время необходимо развиваться, идти вперед, улучшать качество. И потому каждый инструмент директор как профессиональный музыкант прослушивает сам, помимо того, что, разумеется, на фабрике работают настройщики и другие люди, непосредственно связанные с музыкой. Так, супруга Венно, профессиональная оперная певица, тоже принимает участие в контроле качества роялей «Эстония».
- Нет такой школы, где обучали бы работников мастерству изготовления роялей. Только здесь можно этому научиться. И у нас работают замечательные люди всех возрастов, - рассказывает Венно.
Всего на фабрике работает сорок человек. У каждого из них свои обязанности. Поскольку множество работ необходимо проводить вручную, руки у тех, кто собирает рояли, поистине «золотые».
Детали, необходимые для сборки, заказываются в Европе – Германии, Франции, Австрии. И, как уже было сказано выше, никогда из Азии, несмотря на то, что там дешевле. Чтобы поддерживать имидж, необходимо использовать для производства только самое лучшее, - считает руководство фабрики.
Если это черный рояль, то черные клавиши будут сделаны только из черного дерева, несмотря на его дороговизну.
Еще один важный момент. У роялей «Эстония» свое, особенное, живое, волнующее и очень благородное звучание.
- Мы избегаем не только каких-то недостатков, но и «стерильности» звука. Когда, казалось бы, инструмент звучит идеально. Все-таки, звук должен быть живым, подвижным, осязаемым. Тонкие слои специальной балтийской берёзы склеиваются вместе в прессе, где они высыхают в течение шести часов. Затем вынимаются и выдерживаются ещё две недели. После сушки дереву придаётся форма, согласно точным размерам для формирования корпуса. Клавиатура, крышка, ножки, клавишная коробка и другие детали формируют совершенный инструмент. Уникальные массивные поддерживающие брусья укрепляют структуру инструмента намного лучше, чем это сделано в других роялях.

Для отделки имеется 10 видов тонких слоёв полиэстра, обеспечивающих эффективные и долговременные результаты: цвета отделки густые и богатые, выглядят очень стильно. Отделка под полированное чёрное дерево имеет роскошный европейский блеск. Атласно-матовая отделка под чёрное дерево отличается особой элегантностью, - говорит Венно. И в этом секрет успеха роялей «Эстония».
Звучание роялей «Эстония» было высоко оценено классическими и джазовыми пианистами нашего времени. Среди них Оскар Петерсон, Эмиль Гилельс, Дэйв Брубек, Святослав Рихтер.
Пианист Марк-Андре Хамелин пишет о рояле «Эстония»: «Уровень мастерства создателей рояля «Эстония» может вызвать величайшее уважение. У меня нет сомнения, что этот инструмент затронет нежнейшие струны в душах музыкантов, никого не оставляя равнодушным».

Впрочем, успех фабрики напрямую зависит от людей. Ведь действительно, если бы не умелое руководство увлеченных людей, возможно, в сложные годы смены эпохи фабрика закрылась бы, как закрылись подобные фабрики в Англии, Польше, Финляндии и других странах Европы.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №52

Возврат к списку