Кинорежиссер Хотиненко: «Добро становится инертнее, а зло - изощреннее»

Кинорежиссер Хотиненко: «Добро становится инертнее, а зло - изощреннее»

Кинорежиссер Хотиненко: «Добро становится инертнее, а зло - изощреннее»

Сегодня идет мощная атака на подсознание людей, размывающая критерии добра и зла, считает посетивший Эстонию на днях и выступивший в медиа-клубе «Импрессум» российский режиссер Владимир Хотиненко, поставивший такие фильмы, как «Зеркало для героя», «Мусульманин», «1612: Хроники Смутного времени», «72 метра» и ленту о псковской православной миссии «Поп».

Тема его выступления в «Импрессуме» и была обозначена как «Добро и зло в зеркале культуры», поэтому значительную часть встречи Владимир Иванович посвятил рассуждениям на общефилософские темы с религиозным оттенком.
Известный российский кинематографист относится к числу тех, кто разделяет, в общем-то, уже очевидную истину, что искусство, к сожалению, перестало сеять разумное, доброе и вечное. Понятия добра и зла «перетасовываются» и перепутываются, место четких моральных критериев занимают рассуждения типа «все относительно», и при этом добро выглядит анемичным и в человеке не задерживается, зато зло кажется более привлекательным и схватывается на лету. Не последнюю роль в размывании нравственных границ, по мнению Хотиненко, играет… смех.
- Сегодня все подвергается иронии, по телевидению полно комедийных передач. Я сам люблю посмеяться, но происходящее сейчас можно определить как «смех без причины признак дурачины». Это как эрозия почвы - в результате она становится бесплодной, - сравнил он.
Хотиненко отметил, что лично ему надоело «разбираться в оттенках дерьма в человеке» и он старается показать жизнь человека без патологии. Это чрезвычайно сложно, признал он, поскольку есть риск сорваться в сусальность, но здесь режиссеру помогают «очень точные инструменты» в лице лучших российских актеров. Одним из таковых он считает Евгения Миронова, сыгравшего главную роль в только что экранизированной биографии Достоевского, а до этого заявившего о себе яркой ролью в фильме «Мусульманин».
- Он, крещеный, сыграл эту роль по благословению батюшки. Специально посещал мечеть, ему человек, совершивший хадж, даже привез коврик для молитв. Потом мусульмане не верили, что призыв на молитву в фильме звучит в исполнении Жени Миронова. Более того, этот призыв я подложил и в озвучку тех эпизодов фильма о Достоевском, где показан Семипалатинск с его мечетями, - рассказал Хотиненко.
Если тема Достоевского, по словам режиссера, не была выбрана им, а скорее сама выбрала его (хотя и захватила в конце концов), то к теме «72 метров» он шел практически с детства, в котором испытывал трепетное отношение к морю и морякам. Это фильм не о катастрофе «Курска», хотя композитор ленты, знаменитый Морриконе писал музыку, думая именно о ней, а вдовы моряков с атомохода благодарили постановщика за картину от имени своих погибших мужей.
- После этого все «пинки», которые я получил за «72 метра», для меня были уже не столь значимы.
Точно так же Хотиненко сказал себе «а, нехай меня бьют» после того, как узнал, что один из священников сотрудничавшей с немцами псковской миссии выпросил у оккупантов детей из концлагеря Саласпилс, чтобы раздать их по прихожанам. Главный герой ленты «Поп» в исполнении еще одного «актера Хотиненко» Сергея Маковецкого сначала был списан с простого деревенского священника, бывшего духовником сценариста картины, а потом обрел собирательные черты.
- Я понимал, что это очень сложная тема. У нас ведь нет национальной идеи, ее заменяет победа в Великой Отечественной войне, и всякое отклонение от этой темы воспринимается болезненно. Но, как и в случае с «Мусульманином», я понимал, что это замечательный способ опять же что-то рассказать про нас, - поделился Хотиненко. По его мнению, священники миссии предательства не совершали, они не бросили людей в трудный час, а кто-то наивно верил, что немцы спасут Россию от большевизма.
В сегодняшней России распространена тенденция снимать «кино для фестивалей», и проблема в том, что эти ленты бывают очень талантливыми, но следуют конъюнктурному изображению «неумытой России» без всякого просвета.
- Взять молодого Германа. Ну, блин - простите за слово «ну», - посмотрев это, так и хочется сказать: «и откуда еще у этих ублюдков космические корабли?» И ведь сделано не бездарно. Значит, по расчету. Сделаешь иначе - не купят. А еще сюда накладывается снобизм критиков, которые признают только такое кино и никакого «светлого будущего». И снобизм молодого зрителя, который считает, что у нас вообще ничего хорошего снять не могут, и относится к национальному кино пренебрежительно, - обрисовал нынешний «мэйнстрим» гость.
Хотиненко, в прошлом ученик Никиты Михалкова, сейчас уже имеет своих учеников. Среди них есть, в частности, авторы таких фильмов, как «Конвой PQ-17» и «Брестская крепость».
Алексей СТАРКОВ
Фото автора
Инфопресс №13

Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс