Максим Шевченко: «Наладить отношения нашим странам мешает… мафия»

Максим Шевченко: «Наладить отношения нашим странам мешает… мафия»

Максим Шевченко: «Наладить отношения нашим странам мешает… мафия»

На очередное заседание, которое состоялось в Таллинне 20 июня, медиа-клуб «Импрессум» пригласил известного российского журналиста Максима Шевченко, ведущего аналитической программы «Судите сами», выходящей на Первом российском канале, члена Общественной Палаты РФ, человека, имеющего четкую гражданскую позицию и уверенного в том, что профессия просто обязывает его к этому.
В этот раз огромный зал гостиницы «Олимпия» просто не мог вместить всех желающих послушать гостя. Тема, на которую предлагал подискутировать Шевченко, оставить равнодушным не смогла никого, ведь она касалась острого на сегодняшний день вопроса «Что мешает наладить России и Эстонии добрососедские отношения?». Часть людей слушали журналиста стоя, даже несмотря на то, что встреча затянулась на три с лишним часа.
- Нет такого вопроса, на который я не могу ответить. Кроме вопросов о личной жизни, - поделился откровением гость «Импрессума». И добавил:
- Я жду острых, провокационных вопросов.
Но, к слову сказать, провокаций и особой «остроты» так и не случилось. Видимо, тема болезненная и уже исчерпала себя как возможность обычных людей (не политиков) привлечь к себе особое внимание. Люди устали от бесконечных политических войн, выгодных тем, кто борется за власть. В том числе, ставя на кон национальные интересы народов, проживающих в Эстонии.

«Не о такой Эстонии мечтали лучшие люди страны»
Максим не понаслышке знаком с Эстонией. Он неоднократно приезжал в нашу страну и всегда считал Таллинн местом интеллектуальных дискуссий, активным, хотя и несколько своеобразным местом литературной и культурно-философской жизни.
В 1996 году Максим Шевченко работал в «Независимой газете», и тогда он приехал в Таллинн, чтобы взять интервью у президента Леннарта Мери.
- Интервью, которое было запланировано на полчаса, продлилось четыре. Мери задержал меня допоздна в своем огромном дворце, мы пили чай и говорили о многом, что выходило за рамки интервью. Это был тип эстонца «старой эпохи». Таким же был, правда, с совершенно иными взглядами, но по человеческим силам, его родственник – Арнольд Константинович Мери, с которым меня тоже однажды свела судьба. Три символа Эстонии и эстонцев, которых я уважаю – покойный патриарх Алексий Второй, Леннарт Мери и Арнольд Мери. Я с сожалением видел, как эти символы, эти «лица XX века» уходят в прошлое и отживают свое на земле. И на смену им приходят новые символы, символы Новой Эстонии, один из которых я увидел вчера на Ратушной площади – мужчина, одетый в женское платье, с сумкой в руке, понуро ходил мимо Старого Томаса, пытаясь обратить на себя внимание. Толпа клоунов устраивала, как им казалось, перфоманс – бегала с визгами и криками. Я подумал: об этом ли писал в 80-е годы прошлого века один из моих любимейших писателей - Ахто Леви - в своей повести «Такой смешной король», которой я зачитывался. Об этом ли мечтал Леннарт Мери, об этом ли грезил Арнольд Мери, когда все они думали об Эстонии?
То, что я вижу сегодня, честно говоря, внушает мне чудовищный пессимизм, потому что, как мне кажется, эстонцы – народ, сформировавшийся в истории как этническая цельность, имеющий право на национальное развитие, возрождение языка, культуры.
Неужели это и было мечтой? Стать задворками, филиалом европейского супермаркета? Чтобы молодое поколение гордилось тем, что работает в Ирландии или в Шотландии?
Я недавно прочитал в одной латвийской газете интересную мысль. «Каких успехов мы достигли! Теперь наши молодые латыши, работая в Ирландии, получают всего на 30% меньше, чем ирландцы!». Читая такие строки, люди, бившиеся за латышскую национальную идею в далеком прошлом, перевернулись бы в гробу. Потому что самым большим чаянием латышского народа было уйти от батрачества, которое было проклятьем латышей. И вот сейчас – разве это не батраческий тип сознания? Как будто история замкнула свой круг. Как будто стрелки часов, переведенные страшной рукой, перечеркнули всю борьбу, все надежды, все мечты, которыми руководствовались наши народы в XIX веке. То, ради чего было положено столько сил, пролита кровь, совершены великие и ужасные деяния… Ради того, чтобы мужчина в женской одежде сегодня ходил по Ратушной площади Таллинна и это считалось нормальным? Для меня это очень горький результат XX века.
Максим Шевченко признается, что в юности очень любил Эстонию, и ему всегда было тут интересно.
- Я спорил с эстонцами, полемизировал с ними. Это был целостный тип сознания, который для меня как для коренного москвича был безумно любопытен. Ведь Москва – космополитична. В ней никогда не существовал в остроте национальный вопрос. Москва принимала всех, здесь каждый находил свое место. Пожалуй, это самый интернациональный город на европейском пространстве. В Москве уже 400 лет живут армяне. Ваганьковское кладбище, например, – кладбище армянское. Грузинские династии получили во владение земли в Москве в XVII веке. Прибалтов в Москве было без счета, так как империя была связана с Прибалтикой. Многие прибалтийские дворяне совершали большую карьеру в российских имперских подразделениях. Ну и перечислять можно долго – суть понятна.
И мне было очень интересно сталкиваться в Эстонии с типом своеобразного этнического сознания, которое для меня было несколько необычным. А вот сегодня все это приобрело черты какого-то скандала в пиар-пространстве.

Шевченко: «Реальных мотивов для конфликта между русскими и эстонцами нет»

- Сейчас, в XXI веке, я просто не понимаю, почему это происходит. Какое отношения имеет современное русскоязычное население Латвии к каким-то гипотетическим, далеко не доказанным злодеяниям НКВД?
Почему Европейский Союз лицемерно взирает на то, что значительная часть людей, проживавших на момент 1991 года на территории ЭССР, которая стала Эстонской Республикой, оказалась негражданами Эстонии? Этот странный статус «иностранца», когда определенный процент населения лишен политических прав! Этот паспорт – перевод на положение «людей второго сорта». А то, что эти люди имеют экономические права, ничего не значит. У рабов тоже были экономические права. В Древнем Риме были вольноотпущенники, которые не носили на себе цепи и колодки, они могли даже заниматься политикой, но они при этом не были римскими гражданами. Отсюда вытекает вопрос: кому подражает Эстонская Республика? Рабовладельческому Риму? Создавая целую категорию «вольноотпущенников», которых наделяют хозяйственными правами, но не наделяют политическими. И главное, – по какому принципу: по принципу этническому и лингвистическому. Я не знаю подобных примеров в «свободной» Европе, кроме примера Прибалтики. Европа ни в какой своей части, кроме вышеозначенной, не ущемляет людей по этническому признаку!
Журналист приводит пример Германии, на территории которой проживает около трех миллионов турецкого населения.
- Скажите мне, хоть кто-нибудь из них ущемлен в гражданских правах? Нет. На территории Германии свободно издаются турецкие газеты, существуют турецкоязычные телеканалы, в школах преподают турецкий язык. Германское федеральное правительство летит навстречу «на всех парах», только чтобы его не заподозрили в ущемлении гражданских прав людей, которые приехали в Германию в пятидесятые годы. И никто не помышляет о том, чтобы лишить гражданских прав турецкое население в Австрии, Германии или Швейцарии. Арабское население во Франции. И только фашистские течения, крайние правые партии говорят о том, что во Франции есть «арабская проблема».
И только люди, которых непристойно принимать в приличном обществе, говорят о том, что не стоит давать арабам гражданские права. Здесь же, в Прибалтике, мы видим, что люди, которые надувая щеки говорят о том, что они придерживаются европейских ценностей, спокойно относятся к тому, что огромный процент населения ущемлен в правах по этническому и лингвистическому признакам. Для меня это не проблема отношений между эстонцами и русскими! Я отказываюсь ее обсуждать в данном контексте. Я считаю, что это проблема гражданских свобод, нарушения прав человека, проблема демократии и проблема лицемерия западноевропейской политической системы.
Однажды я беседовал с Марко Михкельсоном на одной из европейских конференций. Я спросил его, как такое может быть, если Эстония ратует за принципы демократии. Он ответил, что это «особый путь эстонского народа, его страдания».

На межнациональных конфликтах делаются большие деньги
Итак, каковы же реальные причины для межнациональных трений, для напряженности в отношениях Прибалтики и России? По мнению Максима Шевченко, в этом замешаны чьи-то финансовые интересы.
- Я уверен в том, что там, где ущемляются гражданские права и где европейская демократия закрывает на это глаза, существует чей-то очень устойчивый интерес, кому-то выгодно, чтобы это было. Там, где создаются жесткие барьеры для человеческих отношений, где людей «стравливают» друг с другом, как стравливали прибалтов и представителей небалтийских этносов, там огромное количество полукриминальных элементов (которые у нас почему-то называются бизнесменами) делают огромные деньги!
Если бы они пытались так работать в Испании или во Франции, то они были бы арестованы, их капиталы подверглись бы конфискации, сами они получили бы сроки.
Значит, кому-то выгодно, чтобы на территории Балтийских государств имел место этнический конфликт, имелись препоны для нормальных человеческих, социальных и культурных отношений с Россией. Кому-то было выгодно построить «железный занавес», сквозь который в последующем «крысы прогрызли дырку». Через нее шли деньги, цветной металл. А к нам через балтийские страны шли наркотики. Я как-то видел отчет Кингисеппской таможни. Поверьте, очень интересные цифры по наркотическому транзиту, который, в частности, шел через Эстонию. Интересно, могущественное КаПо занималось наркотрафиком, который шел через Эстонию? Что-то я не припомню ни одной масштабной операции по этому поводу.
Мне очень жаль эстонский народ, потому что я хорошо помню, о чем мы говорили с президентом Леннартом Мери. Не о такой Эстонии он мечтал, повторюсь, и не за это он боролся. Я помню, он мне говорил про озера, про камни, про особый тип сознания эстонского народа, который привязан к своей земле. Итак, я делаю вывод: нам мешают быть друзьями и стравливают нас друг с другом те, кто на этом конфликте зарабатывает деньги.

Идеалы демократии прежние – свобода, равенство и братство
- Я не верю, что среди эстонского народа нет умных людей, которые бы не видели прямую выгоду в нормальных, добрососедских отношениях с Россией. Неужели кто-то на полном серьезе может считать, что Россия сегодня угрожает Эстонии? Мы должны трезво посмотреть на вещи, должны строить все заново, демократическим способом: уважая и защищая культуру друг друга. Развитие демократических отношений, взлом «железного занавеса», контакты молодежи, борьба с теми политическими силами, которые являются проводниками интересов мафии и криминальных структур, явится единственной формой улучшения отношений между нашими народами. Как только появится молодое поколение политиков, которые поймут, что политические свободы не несут этническое содержание, а являются интернациональными, тогда ситуация в корне изменится.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №26

СПРАВКА
Максим Шевченко
(род. 22 февраля 1966, Москва) - российский журналист, ведущий Первого канала, член Общественной палаты Российской Федерации.
Закончил спецшколу с немецким языком. В 1990 г. закончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе по специальности «Конструирование микроэлектронной аппаратуры».
Прослушал курс лекций в МГУ и в Институте стран Азии и Африки по истории культуры и по арабскому языку.
С 1989 по 1991 г. работал редактором в газете «Вестник христианской демократии», издававшейся Христианско-демократическим союзом России.
С 1991 по 1995 г. преподавал историю России и историю Западной Европы в православной классической гимназии «Радонеж-Ясенево».
С 1994 по 1995 г. работал редактором в педагогической газете «Первое сентября».
С 1991 по 1996 г. заведовал отделом поэзии литературного журнала «Твёрдый ЗнакЪ».
Член Общественной палаты РФ, член комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести.
В «Независимой газете» с января 1996 г. вёл специализированную полосу, посвящённую религиозным проблемам; с января 1997 г. - ответственный редактор приложения «НГ-религии» (с января 1999 г. выходит как самостоятельное издание два раза в месяц и один раз как дайджест двух номеров предыдущего месяца в корпусе основной 16-страничной «НГ»).
За время работы в «НГ» неоднократно выезжал в специальные командировки в «горячие точки». В 1996 и в 1997 г. - в Афганистан. В 1996-1998 годах неоднократно выезжал на Северный Кавказ - в Чечню и Горный Дагестан.
Автор большого числа публикаций, в которых он высказывает свои взгляды на религиозную, общекультурную и военную тематику.
Руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, ведущий аналитической программы «Судите сами» на Первом канале, частый гость утреннего шоу «Сергей Стиллавин и его друзья» радиостанции «Маяк», высказывается в передаче «Особое мнение» на станции «Эхо Москвы» по четвергам в 19:00.
Автор проектов «НГ-Религии», политико-философского еженедельника «Смысл», пресс-клуба «Восточная политика»; эксперт по проблемам этнокультурной и религиозной тематики.
Вместе с медиа-идеологом М.Леско модерировал проект «Астана в виртуальном пространстве Second Life».
2 сентября 2009 года Шевченко было отказано в получении визы для въезда в Грузию в составе делегации «общественной комиссии по урегулированию гуманитарных последствий грузино-российского конфликта».

Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс