Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



И дым Отечества нам сладок и приятен!

И дым Отечества нам сладок и приятен!

23 сентября 2010 года на заседании Правительства Санкт-Петербурга было принято постановление Правительства Санкт-Петербурга «О Программе по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на 2011-2013 годы» (Программа «Соотечественники»).
Программа «Соотечественники» является логическим продолжением предыдущей Программы, принятой в 2008 году и рассчитанной на 3 года.
Взаимодействие с русским зарубежьем происходит по всему спектру направлений: образование, культура, молодёжная политика, социальная поддержка, научно-информационный обмен, при этом при проведении мероприятий Программы основной задачей является максимальный охват русскоязычной диаспоры.
О содержании новой Программы «Соотечественники» 2011-2013 гг, образе соотечественника, «русском мире» и волнах эмиграции рассказал член Правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Александр Владимирович Прохоренко.
Александр Владимирович, обозначьте, пожалуйста, основные цели Программы «Соотечественники»?


Цели Программы можно обозначить таким определением как «русский мир». Ведь исторически ситуация сложилась таким образом, что Россия, на протяжении многих столетий, оказывала огромное цивилизационное воздействие на пространство, выходящее далеко за пределы ее национальных и территориальных границ. И, несмотря на те испытания, которые выпадали на долю людей разных этносов и культур, проживавших на ее территории в разные периоды, мы можем, без всякого смущения, говорить о том, что по значимости это воздействие ничуть не меньше, чем воздействие цивилизаций Средиземноморья, романской или американской цивилизации. Мы не всегда об этом говорим, но это факт.
И когда мы вспоминаем о том, что в определенный момент исторического развития Российское государство, сиречь Российская Империя, сиречь Советский Союз, сжались в пространстве – это не означает, что результаты этого воздействия ушли вместе с этим в песок истории. Ничего подобного! Носителем идей цивилизации являются люди – те многочисленные народы, которые в разное время попадали под влияние того, что называется Россией, русскостью, российскостью, термины могут варьироваться. И это чувство остается навсегда.
Для людей, живущих сейчас, более понятными будут такие явления как, так называемые, волны эмиграции. Когда перенесение традиций этики, эстетики, религиозных, нравственных постулатов и принципов было более очевидным. И которые начались еще в 16 веке, если мы говорим о временах Ивана Грозного и о первых эмигрантах-соотечественниках, а также о недавнем времени, когда распад Советского Союза сделал фактическими эмигрантами миллионы людей, раннее входивших в состав единого государства.
Поэтому сейчас, когда об этом стали говорить на уровне федеральных властей, а теперь на уровне региональных, основная идея состоит в том, чтобы оказать поддержку. Здесь речь идет, прежде всего, о языке – русском языке. Так как именно русский язык был языком межнационального, межэтнического общения. Речь также идет о поддержании интереса к российской культуре, которая впитала в себя  на протяжении веков самые разные черты: украинские, еврейские, армянские, грузинские, казахские, азиатские и т. д. Этническое многообразие всегда было свойственно России. Оно будет существовать и без каких-то государственных усилий, потому что без национального нет и человеческого. И человека нет, как такового, без осознания в себе некого национально-этнического элемента. Речь идет о сохранении и поддержании позитивного имиджа современной России в умах и сердцах тех людей, которые живут теперь в других странах и постепенно становятся гражданами других государств. Это сложный, долговременный и неоднозначный процесс.
Все равно, хотим мы этого или не хотим, будут проходить два параллельных процесса. С одной стороны, при возникновении ситуации «меньшинства-большинства», конечно, будут происходить процессы ассимиляции. Когда вчерашние русские через пять поколений могут стать русскими-аргентинцами или русскими-поляками и прочее, с другой стороны тема «большинства-меньшинства» – это обратная сторона медали. Скажем, Казахстан: вчерашние жители Советского Союза через поколения все больше будут углубляться в свое, национальное. Будут отходить от исторических ощущений цивилизационного воздействия русского-российского. В этом нет ничего страшного, потому что это объективный процесс. И наша задача и задача последующих поколений, которые будут этим интересоваться, состоит в том, чтобы в общественном сознании сохранялось вот это уважительное отношение к некогда существовавшей в прошлом родине. Чтобы сохранялось уважительное отношение к тем интеллектуально-культурным цивилизационным воздействиям, которые имели место в прошлом. В этом генеральный смысл программы. То есть, подчеркиваю, сохранить, поддержать и развить! Язык, культура, история – всё!
Известно, что Программа «Соотечественники» включает в себя 5 разделов: сотрудничество в области образования и поддержка русского языка; работа с молодежью; поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда; сотрудничество в области культуры; информационное, научно-методическое и организационное обеспечение Программ. Остановимся подробнее на одном и разделов, например, на разделе посвященном работе с молодежью.
То, о чем я сказал выше – стратегия, понятно, что в рамках стратегии всегда существуют различные тактические задачи. Молодежь, да – это приоритет! Нам интересны люди, которые живо интересуются тем, что вокруг них, и наша задача мотивировать их интерес. Чтобы в необходимый момент они помнили, что Россия это не terra incognita, это страна, которую при определенных обстоятельствах нужно, если не защищать, то хотя бы помогать отстаивать ее интересы. Вспомните, что получилось у нас в августе 2008-го, когда руководством страны совершенно справедливо были приняты решения, касающиеся Абхазии? Россия осталась одна, она защитила огромную массу людей, но потребовались месяцы, прежде чем в сознании людей что-то поменялось. Никакого общественного протеста, в том числе и наших бывших сограждан: не было ни собраний, ни митингов, ни пикетов. Ничего. Эта ситуация еще раз подтолкнула к мысли о том, что надо бороться за правильное понимание всех действий нашей страны. Так что молодежь, да конечно – активная молодежь, которая будучи встроенная в общество потребления, тем не менее, еще имеет какие-то идеалы применительно к своей прародине. Опять же, в основе любого взаимодействия должна быть информация. Желательно чтобы человек предметно знал и понимал то, о чем он собирается высказаться, поэтому главная задача в работе с молодежью – предоставление ей всевозможной информации и ответов на любые интересующие вопросы.
Повлияло ли как-то на содержание Программы, то, что в июле 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал поправки к федеральному закону «О государственно политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»?
Поправка президента к федеральном закону позволила добиться большей сфокусированности в выделении целевых групп, с которыми мы на практике будем работать. Так как раньше подход был такой: все, кто когда-то жил в границах Советского Союза – это наши соотечественники. Сейчас такого нет, насильно мил не будешь. Не хочешь любить – не люби, хочешь позиционировать себя как человек, входящий в организацию соотечественников – пожалуйста.
Есть ли отличия от предыдущей Программы «Соотечественники» 2008-2010 гг?
Резких отличий от предыдущей Программы я не вижу, мы к этому и не стремились, так что, в общем, сохранены все основные тренды и темы, которые были в прошлой программе.
Я еще не упоминал об одной очень важной теме, которую мы сохраняем и в новой Программе. Это накопление информации о том, как в реальности происходило сохранение этого «русского мира». Особенно в волнах эмиграции, которые были после революции и отчасти после войны. Последующие волны эмиграции, так называемые, заксовская, еврейская, эмиграция после распада СССР пока что меньше интересуют, но только лишь потому, что прошло еще слишком мало времени. Приходится удивляться как, по прошествии 60-ти лет, находясь в абсолютно чужом, с этнической и языковой точки зрения, окружении, эти группы эмигрантов сохраняли язык, обычаи, традиции. Это удивительно, так как не происходило ассимиляции. Напротив, эти люди старались передать, зацепить и заразить своим интересом к России даже тех, кто с ней не соприкасался. Нам важно сейчас постараться сохранить этот опыт. В виде научных докладов, исследований, архивных материалов, потому что он показывает высокую устойчивость русскости, российскости во внешнем мире. Это само по себе интересно, не говоря уже о том, что это может пригодиться в будущем для передачи дальнейшей исторической эстафеты.
Означает ли это, что современные эмигранты менее устойчивы к обстоятельствам и поэтому им так необходима государственная поддержка, ведь послереволюционные волны эмиграции не ощущали никакой поддержки со стороны государства, и, тем не менее, старались самостоятельно сохранять традиции, обычаи и прочее?
Если, вы идете по берегу реки, и вас вдруг сталкивают в воду, а вы не умеете плавать, то шансы 50 на 50: либо, барахтаясь, вы выберетесь, либо утонете. Но если вас столкнули в воду, но до этого вас научили плавать. Или рядом вдруг оказывается человек, который пусть не вытаскивает вас на сушу, а начинает говорить, как нужно дышать и правильно работать руками, понимаешь, что ты не один и плывешь. Обучение языку это не есть показатель неустойчивости, а скорее оказание помощи и поддержки. Я уже говорил об этом: помочь, поддержать, развить. Обучение языку и есть тот необходимый «навык плавания» в море информации. Это очень важно потому, что если вы не знаете языка, вы ничего не поймете. Возможно, будете чувствовать, но до конца не сможете разобраться.
Как трансформировался образ соотечественника с течением времени? Каким Вы видите современного соотечественника?
Соотечественники послереволюционной волны в массе своей были людьми униженными. Что, конечно, сказывалось на их поведении, на их мироощущении и сказывалось на их, современное слово – драйве. Живя до этого здесь, в принципиально других условиях, там они были вынуждены идти работать дворниками, белошвейками, водителями такси, разнорабочими. Окружение смотрело на них как на людей обиженных, конечно жалело их, но редко помогало. Часть из них, сумевшая сохранить материальную основу, за рубежом чувствовала себя более уверенно.
Современные соотечественники – люди третьего, четвертого поколения или молодежь, оказавшаяся за рубежом, выросшая после распада Советского Союза, конечно же, совсем другие. Сам по себе распад Советского Союза отличался от того, что было после революции и после войны –  это было не изгнание, а разделение, и в рамках этой разделенности сохранялись группы, которые, конечно, могли чувствовать себя неуютно. Но они не переезжали, они жили там всю жизнь. Это примерно так, как если бы земля раскололась на несколько астероидов и на них каким-то чудесным образом оказались люди. Они все-таки были бы прикреплены к своему месту и образу жизни и поэтому психологически оказались бы менее уязвимыми. Да, жизнь изменилась, но при этом не произошло катастрофы, их не загнали в лагеря, у них не отобрали документы, не лишили собственности и т. д.
И,  конечно, важна еще информационная составляющая: не произошло такого мгновенного полного разрыва с тем, что называется информационным пространством бывшей родины. Раньше, когда люди из Новороссийска уходили в Турцию, единственным каналом информации о родине, при отсутствии близких в России, для них были иностранные газеты. Сейчас нет: есть интернет, телевидение, возможность приехать, идет постоянный обмен информации, поэтому они чувствуют себя более уверенно. И вот эта внутренняя уверенность позволяет молодым людям, что тоже немаловажно, более активно и более уверенно адаптироваться к новым условиям.
Уже нет комсомола, пионерских дружин, партии, субботников, воскресников, строительных отрядов, но все равно есть другая жизнь, и они к ней больше подготовлены. Они знают языки, они начитанны, они мобильны, они физически не ущербны и всё  - они живут. Мне кажется, что в этом принципиальное отличие. Именно поэтому мы говорим о том, что необходимо, чтобы они сохраняли интерес к русскому языку, к русской культуре, русской истории. Они все равно будут жить своей жизнью, но пока мы здесь и занимаем не последнее место в этом мире.
Как Вы смотрите в будущее относительно реализации и дальнейшего развития Программы «Соотечественники»? С оптимизмом или...?
Конечно, я смотрю в будущее с оптимизмом. Но при этом я прекрасно понимаю, что любые действия в таких сферах как соотечественничество, толерантность, религиозное и нравственное воспитание – эти действия не предполагают немедленного результата, немедленной реакции. То есть, от постановки задачи, начала процесса, до конечной цели дистанция огромного размера. Более того, результат может быть далеко не таким, каким мы его себе запланировали. Помните, «и дым Отечества нам сладок и приятен»?! Так вот, сколько бы лет не прошло, если в человеке возникает вот это вот сердечное движение – считайте, что мы достигли своей цели.
Инфопресс

Возврат к списку