Мысли на поверхности: кино, история, бомонд
Как только Эстония восстановила свою независимость, новые власти принялись осуждать СССР за то, что приоритетом тогда являлись интересы общества. Сегодня страна, следуя западным принципам как единственно верным, во главу угла поставила личность. Результат смены курса очевиден - население разделилось на две примерно одинаковые группы: первая – те, кто теперь совершенно доволен своей жизнью и не сомневается: все, что сейчас делается, совершается во благо народа. И вторая – начавшие задумываться: м-да… Цели, конечно, в 1991 году были поставлены благие, но не случилось ли так, что, стремясь отказаться от всего советского, мы выплеснули с водой ребёнка?..
Кто из этих людей прав, и смогут ли оппоненты в конце концов прийти к консенсусу, покажет только время. Сегодня же, согласно принятым в Европе принципам толерантности, следует учитывать: у каждого имеется своя правда, а свобода слова для того и существует, дабы человек высказывал собственное мнение. Что, собственно, и происходит…
Кино – это по-нашему!
Презентация поставленного Мартом Сандером сериала «Шлюхи» рекламировалась не слишком широко. Возможно, давшим согласие на проведение данного мероприятия чиновникам показалось, что название фильма будет неадекватно выглядеть на афишах, билбордах и тем более – на дверях Центра русской культуры в Таллинне. Впрочем, не исключено и другое – организаторы тусовки ожидали съезда едва ли не всего эстонского бомонда, что вряд ли могло быть совмещено с приходом в кинозал пенсионеров, могущих себе позволить покупку билета за 5 евро.
Тем не менее, как только возле входа в Центр русской культуры начали, согласно сценарию, прогуливаться артисты в костюмах a la «советское прошлое», проходившие мимо пожилые люди принялись активно подтягиваться к дверям. То, что ожидало их в фойе, вызывало, без преувеличения, настоящий шок: приветствующие каждого входящего молодые люди с аккуратно повязанными пионерскими галстуками; парадные портреты «Вождя Народов»; плакаты «Да здравствует КПСС!»; разложенные стопочками на столах бюллетени советского образца – полное ощущение, что в фойе бывшего Дома офицеров флота, как в прежние времена, работает избирательный участок.
Единственное, что сбивало впечатление, - разгуливавшие между колонн с бокалами в руках и знакомые по теленовостям «светские львицы», присутствие которых явно указывало: в Центре русской культуры предстоит уж никак не концерт советской песни. И это было действительно так. Элитная публика съехалась на предпремьерный показ фильма, снятого по недавно вышедшему и наделавшему в Эстонии шуму роману Марта Сандера.
Многие ли из присутствующих читали данный бестселлер и знали, что именно увидят, сказать трудно. Да и важны ли такие мелочи вообще, если «элитные персонажи» могли в очередной раз попозировать перед журналистами, передающими в свои СМИ «горячие» новости типа: «для торжественного вечера 55-летняя Ану Саагим выбрала длинное платье цвета фуксии и меховой воротник»...
Плох тот писатель, который не сочиняет
Роман Марта Сандера, по которому поставлен сериал, был в 2015 году номинирован на Европейскую литературную премию. На русский язык он пока не переведен, но со слов автора, сюжетная линия произведения крутится вокруг девушек, работавших во времена оны в маленьком таллиннском борделе. При этом главными героями книги являются не сами представительницы древнейшей профессии и даже не исторические личности – прототипы персонажей, посещающих «веселый дом». Судя по словам Сандера, всё куда сложнее:
- Моя книга совсем не про публичных женщин. То есть женщины всегда эксплуатируются политиками, это известно. Но фильм не об этом, а о маленьких европейских народах, в том числе, и о нас, эстонцах, которые во время войны и советской оккупации фактически стали настоящими «шлюхами».
Никто из нас не был рад приходу новых властей, никто не разделял их идеологии, но все притворялись, изображали восторг. Разве мы вели себя не как продажные женщины? Людей заставляли заниматься духовной проституцией, это длилось несколько поколений. И беда в том, что мы, хотя вроде бы учимся на истории, быстро забываем её уроки. Каждое молодое поколение смотрит на то, насколько глупым было предыдущее, предполагает, что оно умнее, а в результате повторяет те же ошибки...
Кстати, в фильме заняты очень талантливые русские актёры, и герои говорят не только по-эстонски, но и на русском языке, и на немецком, и по-английски. Так что, думаю, всем будет интересно его смотреть…
Поскольку в размещённом на сайте телеканала анонсе прямо указывается, что сериал «Шлюхи» был снят специально к 100-летию независимости, у корреспондента еженедельника «Инфопресс» сам собой возник вопрос:
- Патриотично ли вообще (и тем более в канун государственного юбилея!) обвинять свой народ в вопиющей продажности?
Вопрос, увы, остался без ответа. Но о том, откуда взят материал и как готовился сценарий, Март Сандер, хотя и крайне коротко, но таки рассказал:
- Есть много уровней истории, и женщины у меня, конечно, вымышленные, но все мужчины – известные деятели мировой политики. В общем, это – историческое произведение, и я, скорее всего, работал над ним всю жизнь…
Поскольку сериал крутят по ТВ уже с понедельника, кое-кто, возможно, уже успел оценить соответствие героев их прототипам. А вот задумывались ли об этом приходившие на презентацию представители эстонского бомонда, сказать трудно. Как, собственно, трудно понять и то, почему это мероприятие проводилось именно в Центре русской культуры, посетителями которого являются, как правило, те самые вчерашние «оккупанты», превратившие «малые европейские народы» в «шлюх». Но, так или иначе, не успела еще закончиться тусовка, как на интернет-форумах началось то, что принято называть «разбором полётов», и Сандеру припомнили всё, включая его предыдущие кинематографические «достижения»…
Арена славы
Документальный фильм «Фрицы и блондинки» был снят ровно 10 лет назад и, в отличие от нынешнего сериала, Март Сандерс не являлся тогда ни режиссёром, ни сценаристом. По крайней мере, так указано в титрах. Тем не менее, параллели прослеживаются совершенно чёткие - почерк мастера (а Сандер, каких бы политических взглядов он ни придерживался, – несомненно Мастер с заглавной буквы!) не заметить просто невозможно…
Итак, Fritsud ja blondiinid.
Один из знаменитых латвийских замков. Не слишком большая, но, тем не менее, достаточно внушительная по составу толпа, в которой каждый, кто смотрел советское кино, сразу же отмечает Альгимантаса Масюлиса, Юозаса Будрайтиса, Эве Киви, Лембита Ульфсака.
Выходящий из ворот облачённый в безукоризненный фрак Март Сандерс, за которым следуют рослые, явно арийского происхождения барышни в высоких гольфах, узких юбках и чёрных галстуках поверх белоснежных блузок.
Торжественная музыка. Сползающие вниз по фасаду четыре алых полотнища с фашистской и советской символикой. Минута некоторого замешательства. Затем – улыбки, аплодисменты и короткая речь распорядителя церемонии:
- Вы – участники и ветераны идеологической войны. Добро пожаловать в замок!
Следующий кадр. Зал. Собравшиеся – сегодня уже очень немолодые прибалтийские актёры, которые когда-то создавали в советском игровом кино образы фашистов, шпионов и прочих «врагов», слушают Марта Сандерса, вещающего на почти безупречном русском языке:
- Дамы и господа, в годы советской власти мы тысячи раз слышали лозунг «Никто не забыт и ничто не забыто». Однако за блистательное исполнение ролей немцев премий и призов не давали. Пришло время восстановить справедливость. Мы будем вручать вам призы. Наш приз называется «Кольцо нибелунгов». Выше голову!
Первая категория – роль Гитлера. Это, несомненно, венец образа нацистов, нацистский «Гамлет» - под стальной бронёй которого скрывается человек, которого гложут сомнения…
Как долго продолжался и чем закончился этот торжественный гала-вечер, по фильму не понятно. Церемониальные кадры сменяются серией интервью с известными и даже знаменитыми артистами, высказывающими обиды на советскую власть. Поскольку актёрское мастерство этих людей неоспоримо, каждое слово звучит искренне. Но возникают вопросы: а кто, господа, заставлял вас сниматься в кино? Может быть, вы не имели права отказаться от роли фашиста и долгими бессонными ночами мечтали сыграть Владимира Ильича или Иосифа Виссарионовича? Или всё-таки охотно соглашались на работу в картинах знаменитых режиссёров, зная, что несколько съемочных дней принесут вам существенный гонорар?
Ответ на этот вопрос дал сам Сандер:
- Деньги заставляют людей красть, лгать, убивать, предавать себя и других. Все мы продаёмся, причём некоторые немного дороже, чем другие...
Говоря объективно, помимо финансового вознаграждения, каждый из «ущемлённых» получал еще и свою порцию славы. К тому же, нацистов играли не только прибалты, достаточно вспомнить Олега Табакова, Леонида Броневого или Юрия Визбора. Ни одному из них карьеры такие работы не сломали. Скорее, даже наоборот…
Но, как ни крути, с не молодыми и не слишком сегодня востребованными артистами все ясно: лишний раз показаться на экране – удача и возможность напомнить о себе. Что, собственно, недвусмысленно подтвердил сам Март Сандер:
- Если тебя не показывают по телевизору, ты сразу пропадаешь для соотечественников…
И всё-таки хочется верить!
Пенсионеры, случайно попадавшие в Центр русской культуры в день презентации, на фильм не оставались – платить 5 евро за билет, если просмотр фильмов в хорошем таллиннском кинотеатре обходится в 3.70, не хотелось никому. О том же, как восприняла «Шлюх» тусовавшаяся на презентации эстонская элита, судить трудно - услышав вопрос корреспондента «Инфопресс», «медийные персоны» лишь улыбались, отрицательно качали головами и возвращались к прерванным беседам со своими приятелями.
Поэтому было решено узнать мнение тех, кто, хотя и не видел фильма, но неравнодушно относится к тому, что сегодня происходит в стране.
Людмила Григорьевна Ирошникова,
разведчица, засланная НКВД в буржуазную Эстонию за несколько лет до того, как та стала частью СССР:
- Ну что я вам могу рассказать?.. Нам тогда запрещали ходить куда-то одним. Единственное, что разрешали – ненадолго забежать в маленькую лавочку, которая была в следующем доме от нашего посольства. А потом началась война. Торгпредство, где я официально числилась, конечно, закрыли, меня отозвали в Союз и вернули в Таллинн только в 1946-м. Назначили меня в «наружку», и проработала я тут в общей сложности 14 лет без двух месяцев...
Однажды мы с моим напарником, Лепсоном, получили задание сопровождать человека, который собирался махнуть из города. Я села в вагон, где ехал тот человек, Лепсон – в соседний. Доехали до станции, и мужчина, за которым мы наблюдали, возьми да и выйди из вагона. Я тоже. Обернулась, вижу - Лепсон сидит, с кем-то тра-ля-ля, и не видит, что происходит.
В общем, делать нечего. Человек пошел быстрым шагом к лесу. Я – за ним. А ведь у ведь меня даже пистолета не было! Нам ведь, женщинам, оружие на задании было не положено…
Мужчина тот – юрк в какой-то домишко. Я остановилась за деревьями и вдруг вижу - мой коллега из другого отдела, он там тоже был на задании, правда, на другом. В общем, рассказала ему все как было, и он того человека из дома выволок и доставил в райотдел… Вот за это задание я и получила медаль «За боевые заслуги». Но работать в органах больше не захотела, ушла. И, как видите, осталась у разбитого корыта…
Сегодня я никому не нужна. Социальный работник, который ко мне приходит, приносит либо макароны с мясной подливкой, либо котлеты, о которые впору зубы сломать. Скорую не вызвать, а если и приезжают, ничем не помогают. Хоть бы меня в какую-нибудь больницу положили…
Владимир Илляшевич,
писатель-прозаик, публицист, культуролог, режиссёр-документалист:
- Как АПНовец со стажем, скажу вам прямо: все это было запланировано уже очень давно, и я знаю, как оно делалось. Помните, как словно грибы во время дождя, возникли скроенные по одному шаблону Народные фронты, и повсюду началось одно и то же - поощрение национальных республик и полное забвение интересов русского народа?
Я еще 15 лет назад прямо заявил: в Эстонии осуществляется режим апартеида. А в ответ слышал: «Ой, зачем эти клише и клейма...» Но посмотрите, что мы сегодня имеем. Закрытие русских школ - раз. Только 2,5 процента русскоговорящих чиновников - два. И уровень жизни этнических русских примерно на 30 процентов ниже, чем эстонцев – три. Одним словом, сегодня я прихожу к мнению, что уж в национальном-то вопросе Сталин был точно прав…
Олег Култаев,
депутат горсобрания Силламяэ, организатор шествий «Бессмертный полк»:
- По поводу фальсификации истории можно сказать только одно: печально, когда её переделывают на свой лад в угоду каким-то собственным интересам. Пример – памятник Великой Отечественной – лагерь Саласпилс. Я в нём был и много читал и слышал о том, что там происходило. Но сейчас там появились какие-то новые герои, и некоторые «деятели» начали утверждать, будто бы те, кто оказался во время войны в Саласпилсе, чуть ли не отдыхали как на курорте. И самое ужасное, что молодым людям, извините, вешают лапшу на уши, а они верят в то, что им говорят! Разве это не страшно? Не помню автора этих слов, но верно сказано, что когда историю переписывают, такое заканчивается газовыми камерами…
Я стараюсь изучать период ХХ века, использую самые разные источники, и потому могу с уверенностью сказать: да, в советской истории было немало идеологического, наносного. Но оно было на поверхности, а в глубине-то лежала правда! Это несомненно! Тем не менее, многое сегодня делается с целью её очернения, коверканья. И, когда я вижу подобные вещи, у меня возникает некое чувство брезгливости. Так что, скажу честно: мне, наверное, надо себя очень сильно пересилить, чтобы посмотреть фильм «Шлюхи» или «Фрицы и блондинки». Просто потому, что элементарно не хочется к такому прикасаться...
Светлана БЕЛОУСОВА
Инфопресс №07 (2018 г.)