Пряничное безумие или Рождество со вкусом имбиря
У Рождества есть свои верные приметы, одна из которых - имбирное печенье, по-эстонски «piparkook». Появляющееся во множестве на магазинных прилавках, в яркой упаковке, разное по форме и украшенное замысловатым рисунком, а то вовсе без него, печенье из имбирного теста напоминает о том, что Рождество близко. Праздник не наступил, но его ароматы уже явственно ощущаются.
Несмотря на то, что встреча Рождества - семейная традиция, ее уже 15 лет с успехом оспаривают эстонские художники, широко распахивая двери своей выставочной галереи, внутри которой в сказочном имбирном мире живут пряничные изделия, ими изготовленные. «PiparkoogiMaania» («Пряничная мания») - так называется их выставка, превратившаяся в неизменный атрибут рождественского и новогоднего Таллинна. С одной из тех, кто ее готовит, дизайнером Каарин Бриедис, познакомился и побеседовал журналист издания «Инфоринг».
Как призналась собеседница, их рождественский имбирный «гимн» начинался с минорных звучаний: в 2006 году, незадолго до Рождества, группа таллиннских художников, занимавшаяся текстилем и керамикой, вдруг осознала, что у нее нет ни одной стоящей идеи, с которой можно было бы выступить в праздники. Выручила всех Анна-Лийз Лаанемаа, график, предложившая сделать выставку из… имбирных пряников.
Каарин Бриедис: Поначалу все сомневались: получить высшее образование в Эстонской художественной академии, чтобы потом заняться пряничными домиками, - как-то несерьезно. Но потом все же решили попробовать. Выставка прошла в маленькой галерее «Хоп» в Старом городе и неожиданно имела громкий успех. Участвовало порядка десяти художников, постаравшихся показать все, на что способна их буйная фантазия в работе с тестом. В итоге, экспонатами выставки оказались крупноформатные «Танцоры», «Шахматы», «Люстра» и даже… «Душевая комната». Посетители, среди которых было много туристов, посещали выставку каждый день.
Иностранец, ставший европейцем
Родиной имбирного печенья следует считать Азию, во всяком случае, его главный компонент, дающий вкус, имбирь попал в Европу оттуда. Его знали еще древние греки и римляне. Корень имбиря использовался в качестве лекарственного средства: считалось, что он помогает не только от простуды, но и от чумы.
В средние века, с установлением торговых отношений с восточными странами, имбирь в Европе перестал быть редкостью, но по-прежнему стоил очень дорого. Со временем европейцы стали использовать его не только как лекарство - имбирь начали добавлять в тесто, делая из него печенье и пряники.
Трудно сказать, в какой стране первыми научились этому, но известно, что в 10-11 веках с имбирными пряниками уже были знакомы во Франции и Англии. Претендует на роль их «первооткрывателя» и Германия. Как бы то ни было, во всех странах имбирной выпечкой в канун Рождества поначалу занимались монахи.
Постепенно имбирные пряники завоевали всю Европу. Пик их производства пришелся на 16-18 века. Они ассоциировались не только с Рождеством - пряники делали круглый год на различные религиозные и семейные праздники. Особое внимание уделялось их внешнему виду и символике. Можно сказать, что пряники были своего рода предшественниками современных журналов и книг по искусству.
Пряники с религиозной символикой изготавливали в монастырях. С изображением святых, библейских сцен их ели во время праздников и продавали паломникам. Имбирные пряники предлагались в аптеках - для лечения недугов. Продавались они и на городских и сельских ярмарках. Пряничное сердечко обозначало любовь, кролик символизировал плодородие, олень - храбрость, свинья - изобилие. Нередко пряники украшали портретами королей и королев.
Уникальная экспозиция
Рождественский проект «Пряничная мания» вначале задумывался, как одноразовый. Но прошел год, и неожиданно уже сами жители эстонской столицы стали спрашивать и даже требовать, чтобы на Рождество выставку повторили. У художников в плане она не значилась, но навстречу «пожеланиям трудящихся» они пошли.
Свободной на тот момент была Галерея архитектуры и дизайна в центре Таллинна - лучше места не придумаешь. Так как помещение оказалось значительно просторнее прошлогоднего, то пришлось дополнительно искать участников выставки. В итоге, желание «замесить тесто» в 2007 году изъявили более ста художников и дизайнеров самого разного профиля.
Каарин Бриедис: С тех пор выставка «Пряничная мания» в этой галерее проходит каждый год, и каждый раз участие в ней принимают 80-100 человек. Все они - дизайнеры, художники, скульпторы, архитекторы, большинство из которых училось в Эстонской художественной академии. Мы предлагаем им бесплатно в общей сложности 300 килограммов теста. Размер изделий, или, правильней сказать, произведений из него, самый разный - от миниатюр до масштабных работ, границы устанавливает только собственная фантазия.
Каждый год организаторы выставки придумывают новую тему для работ, на этот раз ею стала «мода». Посетители увидят в галерее все, на что в мире существует мода: платья и шапки, перчатки и варежки, обувь на каблуке и без, дамские сумочки и солнечные очки, усы и усики у мужчин и даже нижнее белье, которое здесь «сушится» на бельевой веревке.
Каарин Бриедис: Наше искусство похоже на искусство песочной мандалы. Ее долго-долго готовят, а потом все сделанное сдувает ветер. Похожее происходит и с нашими экспонатами. После окончания выставки их относят в детский музей, кто-то из художников, возможно, что-то возьмет домой для украшения, но в конце-концов все они всё равно раскрошатся. Иногда спрашивают, почему мы не раздадим изделия всем желающим, они же делаются по обычным рецептам и съедобные. Но все-таки есть их нельзя: изделия целый месяц находились на выставке, и срок их годности истек.
Выставка «Пряничная мания» в эстонской столице пользуется невероятной популярностью. Даже сейчас, несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, нет, наверно, минуты, чтобы ее экспонаты кто-то да не осматривал. Сюда приходят дети, взрослые, приходят целыми семьями и с удовольствием фотографируют изделия и друг друга на их фоне.
Традиции, живущие сегодня
Пряничной столицей мира считается немецкий Нюрнберг. Сделанные его мастерами пряники с изображением ангелов, сердечек и венков являются настоящими произведениями искусства. Там же, в Германии, возникли и знаменитые пряничные домики. В один такой в своей сказке «Гензель и Гретель» (второе название - «Пряничный домик») братья Гримм поселили лесную ведьму.
Благодаря немецким эмигрантам о пряничных домиках узнали в Америке, где их изготовление превратилось в важную часть рождественской традиции. Сегодня там проходит самое большое количество выставок и конкурсов этих самых домиков. А в Нью-Йорке в одном из музеев разместилась занесенная в книгу рекордов Гиннеса самая большая в мире пряничная деревня.
Своими пряниками, наряду с Нюрнбергом, славится и польский Торунь. В этом средневековом ганзейском городе их выпекают более 700 лет. Торговля пряниками была одним из основных источников его богатства, они часто упоминаются и в польских легендах и пословицах. Много лет в Торуне проводится фестиваль пряников, в программу которого входит воспроизведение старинного рецепта выпечки - от превращения зерна в муку до отправки пряников в печь.
Давние традиции изготовления имбирных пряников имеются в Венгрии. Их пекут здесь не только на Рождество, но и на Пасху. На свадьбе молодоженам дарят пряничное дерево, где каждый элемент имеет символическое значение. Пешт считался одним из пряничных центров в Европе, а в соседней Чехии таким была Прага. Имбирное печенье традиционно и для Финляндии.
Практически весь декабрь в странах Европы и в Северной Америке пекут имбирное печенье и пряники, являющиеся прекрасным подарком и украшением рождественского стола. Нередко их делают с отверстием для ленточки, чтобы вместе с елочными игрушками повесить на елку.
Ванильные и мятные, снежинки и жар-птицы, такие ароматные с изюмом и корицей
Вкус имбирного печенья запоминается с первого раза. Именно потому, что в нем много разных специй, появилось русское слово «пряник». У эстонцев, из-за того что в печенье добавляется молотый черный перец, оно называется «piparkook» («перцовое печенье»). Традиция его приготовления в Эстонии давняя. Известно, что в 17 веке пекарь, сдававший экзамен на соответствие профессии, должен был, в частности, показать, что он умеет делать и вот такие рождественские пряники.
В домашних условиях печенье тоже выпекают, для этих целей в магазинах продается специально приготовленное тесто. Ну а если кто-то захочет все сделать сам, то придется выбрать один из рецептов. Они варьируются от страны к стране, но основными ингредиентами остаются сливочное масло, яйца, мука, сахар, разрыхлитель и уже по вкусу добавляются имбирь, корица, кардамон, гвоздика, ванилин. Понадобятся, конечно же, и формочки для вырезания печенья.
Выставку в Галерее архитектуры и дизайна можно не только осмотреть, но здесь же и «откушать»: организаторы предлагают посетителям кофе и чай с пряниками. Их можно также, купив, унести домой. Выпечкой занимаются те же художники, что участвуют в выставке, но сами изделия предназначены именно для еды и продажи. Есть и те, что созданы специально для украшения дома в Рождество и Новый год, их тоже можно приобрести.
Каарин Бриедис: К этому нас подтолкнула сама жизнь. Люди, когда приходили на выставку, говорили - ой, как вкусно тут пахнет. Одновременно дети потихоньку отламывали кусочки от наших экспонатов и кушали. И мы решили, чтобы выставку окончательно не съели, печь какое-то количество пряников и угощать ими гостей бесплатно. Но скоро поняли, что делать это постоянно - невозможно и тогда открыли вот такое маленькое кафе. Желающие выпить чай или кофе всегда находятся.
В подвальном этаже галереи установлены широкие столы, скамейки и печка. Здесь желающие научиться выпекать имбирные пряники и украшать их могут поучаствовать в мастер-классе, который проводит кто-то из художников, задействованных в выставке. Правда, сейчас из-за ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, с этим сложнее. Зато можно принять участие в фотоконкурсе: для этого необходимо самому испечь пряник, сфотографировать его и прислать фотографию организаторам выставки. Авторы лучших работ получат призы.
Каарин Бриедис: Для художников Рождество - очень напряженное и суетливое время. Тем не менее мы нашли силы, чтобы еще раз поучаствовать в «Пряничной мании». Мы видим, сколько радости в наше грустное время эта выставка приносит людям. Одновременно мы хотим показать, что при желании всё вокруг себя можно превратить в искусство.
Александр АЙСБЕРГ
На фото:
Одна из организаторов выставки "Пряничная мания", дизайнер Каарен Бриедис
Инфопресс №52 (2020 г.)
На выставке "Пряничная мания" в Галерее архитектуры и дизайна